Monday 13 August 2012

Саяны 2012. Водный поход по рекам Большой Уругэдэй и Зун-Мурин, 27.07-12.08.2012

Маршрут

Россия, Республика Бурятия, хребет Хамар-Дабан
Иркутск - пос. Жемчуг - тропа Бухартый - верховья р. Сухартый - р. Большой Ургэдэй - р. Зун-Мурин - с. Зун-Мурино - Иркутск
Протяженность активной части 185 км, 13 ходовых дней, из них:
  • конная часть: 2 дня - 55 км,
  • водная часть: 7 дней - 130 км,
  • дневки: 4 дня (в т.ч. стапель).
    Схема маршрута:
Схема конной заброски



Высотный профиль конной заброски



Участники
Андрей Сеславин старший

Андрей Жучков

Иван Мелешин

Андрей Сеславин младший


О походе


Сходить на Зун-Мурин хотелось уже давно, но суровая пешка в определенной степени пугала нас, что заставляло рассматривать новые варианты. Тем не менее, уже сравнительно давно была отрисована, собраны по разным маршрутам ключевые путевые точки и прочие навигационные материалы. Маршрут привлекал полным отсутствием населенки и сравнительно малой популярностью среди туристов в сравнении с другими реками региона.
Ключевым фактором выбора маршрута стала информация о надежной конной заброске на реку из Жемчуга. Опыт других групп показывает, что заброску можно осуществить за 1.5 - 2 дня при условии хорошей погоды, а поскольку водная часть маршрута сравнительно короткая, то остается запас времени. 


Транспорт

Из Иркутска мы забрасывались в Жемчуг на микроавтобусе одной из транспортных компаний, поиск коих в сети не представляет сложности. Водитель приехал прямо в аэропорт и довез нас до Жемчуга за 5000р примерно за 4 часа, считая время на закупку всей раскладки в Иркутске. На "Весле" мы нашли координаты Игоря Хосомоева из Жемчуга (+79024576424) , который достаточно хорошо известен водным туристам. Работать с ним нам очень понравилось, т.к. все договоренности были выполнены четко и в срок (плановое время попадания на Большой Ургэдэй совпало с реальным с точностью до 15 минут). Надежность заброски в этом регионе более приоритетна, чем высокая цена. Мы провели небольшое рыночное исследование и пришли к выводу, что цены на аренду лошадей с проводниками от Слюдянки до Орлика примерно одинаковые (2500 за лошадь в день при наличии проводников).
От места финиша по неплохой грунтовке всего 1.5 км до моста трассы А164 через Зун-Мурин в селе Зун-Мурино. На противоположной стороне трассы находится магазин, в котором можно узнать расписание автобусов. Изначально мы пытались застопить транспорт до Култука, но минут через 30 дождались рейсового автобуса из Аршана в Иркутск с багажником, куда успешно привязали все рюкзаки.
В аэропорт из гостиницы мы добирались на местном такси.


График движения


День похода
Маршрут Способ передвижения Километраж
28.07.2012 Москва-Иркутск-Жемчуг самолет, автомобиль 5200+200
29.07.2012 Жемчуг - перевал 2230 - стоянка в верховьях ручья Сухартый лошади 35
30.07.2012 стоянка в верховьях ручья Сухартый - перевал 2317 - ручей Казарменный - р. Большой Ургэдэй лошади 15
01.08.2012 стапель на р. Большой Ургэдэй - -
02.08.2012 стапель на р. Большой Ургэдэй - порог Ургэдэц - стоянка на ПБ катамараны 13
02.08.2012 стоянка на ПБ - стрелка с Зун-Мурином - стоянка в на ЛБ в 2.5км от стрелки катамараны 9
03.08.2012 стоянка в на ЛБ в 2.5км от стрелки - порог Гробик - порог К2 - стрелка с р. Малый Ургэдэй катамараны 23
04.08.2012 стрелка с р. Малый Ургэдэй - устье р. Хангарул - порог Шурик - устье р. Мал. Зубкоган катамараны 22.5
05.08.2012 дневка - -
06.08.2012 дневка - -
07.08.2012 устье р. Мал. Зубкоган - устье р. Дагентуй катамараны 14,5
08.08.2012 устье р. Дагентуй - шивера 163 катамараны 29
09.08.2012 дневка - -
10.08.2012 шивера 163 - финиш в Зун-мурино катамараны 16
11.08.2012 финиш в Зун-мурино - Иркутск автобус 160
12.08.2012 Иркутск-Москва самолет 5200




  Дневник похода

27-28 июля. Москва - Иркутску  - Култук - Жемчуг

Выехали в 16_30 с АИС на аэроэкспрессе с Павелецкого вокзала. Ваня опоздал на поезд. В Москве довольно жарко. В терминале довольно быстро встретили Андрюху, чуть позже подошел Ваня, у которого случилась авария с рюкзаком. При регистрации распихали все по максимуму в ручную кладь, но все равно был перевес 5 кг. На лифте для негабаритного груза на намерили еще лишние 3 кг - отгрузили мелочи в ручную кладь. Очень пригодилась моя огромная, но легкая сумка. На паспортном контроле в коврике Вани к удивлению таможенников обнаружился ножик, который он забыл запрятать. Бдительные стражи его отняли, однако Ваня не сильно опечалился. Самолет из Иркутска опоздал на 30 минут, загрузились в него и быстро взлетели. В полете удалось даже немножко подремать. Сели легко. В Иркутске +11 и ясно.Получили вещи и нашли нужного водителя, которого нашел Ваня. Мне же в это время позвонил водила из Слюдянки, у которого я теоретически интересовался о заброске. Он же хитро пробил номер нашего рейса и прислал своего товарища. Были вынуждены его корректно послать - дядя расстроился. По дороге заехали в небольшой супермаркет за раскладкой, которую успешно удалось купить с точностью до мелочей. Дорога отличная - едем быстро. В Култуке в этом году было ясно и вид на Байкал был приятней. Ехали еще 1 час до Жемчуга, где встретили Игоря и заехали к нему домой. По дороге проехали мост через Зун-Мурин, где мы предположительно будем финишировать. Благодаря хорошей погоде открываются отличные виды на Тункинские Гольцы.

Панорама Тункинских гольцов из Жемчуга

Вещи закинули к Игорю домой - он живет с женой и тремя детьми (сын 2 года, дочки 5 и 7 лет) в новом доме на окраине Жемчуга. Хозяйством занимается жена Игоря, которую зовут Сысек. У нее обширное хозяйство - коровы, бараны, свиньи и куры. Игорь же отвечает за лошадей, коих у него до 30ти. Мы устали от дороги и валялись на веранде, вяло перепаковывая вещи. Посмотрели с Сысек открытие Олимпиады, варили себе еду на костре.
Дом Игоря Хосомоева построен всего год назад на краю поселка Жемчуг.


Коровы прячутся от жары в старом здании местной школы

Младшая дочка Игоря
 


Вечером Игорь привел лошадей для похода и мы по очереди пытались сидеть верхом - с непривычки было немного стремновато, когда лошадь резко начинает двигаться. Легли рано во дворе у Игоря в палатках. Предварительно набили специальные вьюки всем снаряжением. В итоге получилось 4 верховые лошади для каждого и одна для вещей. С нами также поедет родственник Игоря по имени Саша. Будильник поставили на 6_30. В Палатке очень жарко.
Игорь пригнал лошадей из своего табуна для нашей заброски.

Ваня был первый, кому выпала честь потренироваться верхом
Первый тест-драйы
 

Лагерь у Игоря на выгоне. На горизонте видны Тунки

29 июля. Жемчуг - верховья р. Сухартый

Встали по будильнику в 6_30. Поели овсянку, собрали вещи и начали вьючить коней. Мне достался рыжий конек по имени Махорка. АИС едет на белом коне по имени Ахмет. Андрюха - на самом крупном белом скакуне по имени Слон, а Ваня - на Саянке. Еще в нашем караване идет одна грузовая лошадь, Игорь, его родственник Саша и пес Толя. 

Тунки на рассвете
 

Погрузка вьюков


Конь Ахмет

На старте
По хорошей грунтовке кони трусят со скоростью 15 км/ч, что сначала было несколько непривычно, но довольно быстро все навострились ими управлять и стало спокойнее.
Погода отличная и езда по тропе Бухартый, которая первые 25км представляет собой отличную грунтовку доставляет массу удовольствия. Игорь постоянно рассказывает что-то интересное - очень приятный и продвинутый малый. Саша же, напротив, суров и молчалив. Едем со средней скоростью 6 км/ч. Уклон постепенно возрастает, но лошадки довольно бодро бегут в гору. 

Караван на марше

Периодически приходится ждать отстающих.
Первый привал делаем у зимовья примерно через 25км. Пока ходили с Ваней за водой к ручью видели бурундуков. Ребята варили суп с изюбрятиной - весьма недурно. Игорь рассказывал нам про местную охоту, рыбалку, климат и т.п. 
Первый привал у зимовья

Андрюха и Слон

После обеда опять вьючим коней и выдвигаемся в сторону перевала
 После обеда выехали к границе леса и сделали еще порядка 12 км. Прошли перевал, где погода испортилось. Мы с Махоркой сильно отстали от пелотона, т.к. он постоянно норовил есть траву, а я по доброте ему не мешал в этом. На финальном спуске к ручью Сухартый начался дождик, который правда быстро закончился. Сильно похолодало и мы все надели куртки.
С тропы открываются красивые виды на окрестные долины

Тропа на перевал становится крутой и каменистой, двигаемся медленно


Вышли в зону альпийских лугов - здесь верхом ехать одно удовольствие

На перевальном плато сильно испортилась погода и похолодало.

Спуск с перевала ознаменовался двойной радугой
Здесь расположено неплохое зимовье, в котором по плану решено ночевать. Пока мы развьючивали коней и носили вещи в зимовье, дождь прекратился и вылезло солнце. Ужинали гречкой, к которой очень удачно пригодился кетчуп. Мы с Андрюхой решили спать в палатке, а остальные - в домике. У всех нас с непривычки довольно сильно потерлись пятые точки - намазали их припасенным Андрюхой Бепантеном. Также у всех сильно болели колени от стремян - решили их завтра перевязать.
Уютное зимовье в верховьях ручья Сухартый

От дождя коней накрываем непромокаемыми попонами

Лагерь у зимовья

В зимовье есть небольшой запас продуктов, много дров, есть даже патроны для карабина, т.к. тут рядом располагаются неплохие охотничьи угодья.
Итоги дня в целом положительные - все научились бодро влезать/слезать с коней, трогаться и останавливаться, поворачивать и ускоряться. Стоит отметить, что наши кони отлично натренированы Игорем на таких ламеров как мы и вдобавок хорошо знают наш маршрут. Саша стреножил лошадей и они на ночь отправились пастись на склонах.

30 июля. верховья р. Сухартый - Бол. Ургэдэй


Встали в 7_00, поели овсянку, собрались и вышли в 10_00, т.к. долго собирали коней. Погода отличная и ночью было сравнительно тепло. Стояли на высоте порядка 2000м и высота из-за резкого набора немного чувствовалась. В верховьях ручья Сухартый находится огромная наледь длиной порядка 300м. Саша рассказал, что ее используют как холодильник и он недавно прикапывал в ней тушу изюбря. Тропа поднимается плавно по ручью на плато, откуда открываются превосходные виды на хребет Хамар-дабан. Окрестные вершины очень пологие - есть даже столовые горы, где можно играть в футбол. 
Утром стараемся побыстрее навьючить коней

Андрюха и Слон рвутся вперед

Плато перед вторым перевалом. Здесь мы увидели впереди пешую группу туристов Екатеринбурга и начали преследование

Наледь, которую можно использовать в качестве холодильника


Махорка за ночь наелся до отвала и мы сегодня едем в группе лидеров. Издалека увидели впереди группу из 4х пеших туристов. Догнали их быстро. Группа из Екатеринбурга, все немолодые люди. Идут из Жемчуга уже 7ой день. По дороге любуются "битвами гроз" и прочими природными феноменами. Один участник потянул ногу и еле-еле ковыляет. Я в порыве сострадания порывался довезти его рюкзак на Махорке, но потерпел неудачу, т.к. рюкзак приторочить к седлу оказалось невозможно. Игорь меня убедил бросить эту затею и догонять наших. Довольно быстро заехали на перевал, за которым начинается спуск в долину Бол. Уругэдэя. 

Спуск с перевала в долину Большого Уругэдэя. На горизонте хребет, за которым раположена долина Зун-Мурина

Спускаемся с перевала

До Большого Уругэдэя совсем близко

Местами спуск крутой и проще вести коней под узцы
Спуск с перевала очень крутой - ведем коней за поводья. Шли пешком до начала леса больше часа. Затем ехали снова верхом мимо развалин пограничной базы на ручье Казарменном. В устье ручья стоит еще одно зимовье. Решили спуститься еще на 2-3 км вниз по реке, чтобы можно было заведомо сплавляться. Переправились через болота в устье Казарменного и довольно быстро доехали до неплохой поляны со следами прошлогоднего стапеля. Были на месте в 14_45, а Игорь еще в Москве планировал быть на месте в 14_30. Неплохая точность! 
Ручей Казарменный перед впадением в Большой Уругэдэй

Пересекаем очередное каменистое болото в районе устья ручья Казарменного. Когда-то здесь была пограничная застава, но она давно заброшена и следов практически не осталось

Очередное зимовье на Большом Уругэдэе. Игорь и его семья тщательно следит за состоянием зимовий, т.к. они сильно выручают на охоте.

Финиш конной заброски на большом Уругэдее. Третий слева - Игорь. Второй справа - Саша.
Сходили с Ваней на разведку вниз на 500м до слияния проток за островом. Бол. Ургэдэй здесь мелкий совсем, но за островом плыть по нему уже можно. Расплатились с Игорем, обменялись координатами и отпустили ребят домой. Они решили ночевать на Казарменном, а завтра за день доехать домой. 
Левая проток Большого Уругэдэя напротив лагеря. Воды совсем мало, но за слиянием проток плыть уже можно.
Мы поставили лагерь и почти час сидели под тентом, пережидая дождик. Обедали супом с макаронами. Заготовили немного сухих лиственниц с соседнего болотца в качестве материалов для рамы. Вокруг полно мерзких мух и слепней, комаров же мало, но есть. Вечером очень похолодало и уже в палатке я был вынужден надеть теплые вещи, в т.ч. даже флисовую повязку на уши.
Занимательная геология.

Заготовка строительных материалов на стапеле.


31 июля. стапель на Бол. Уругэдэе

Ночью был адский холод из-за тумана, но под утро потеплело. Встали только в 10_00 от жаркого солнца. Позавтракали овсянкой и начали собирать каты. Сначала надули баллоны, после чего отправились за дровами. Стараемся брать только сухие лиственницы, однако их не так уж и много в округе, т.к. лес довольно чахлый. Над всеми заготовленными палками проводим crash-test по моей методике. К обеду связали Утконоса и выяснилось, что для Бобра дров не хватит. Ребята отправились за дополнительными палками. На обоих катах я соорудил палубу для рюкзаков и 2 укосины. 

Утконос готов
Для удобства крепления груза делаем две дополнительные перекладины. Центральное размещение груза очень сильно увеличило маневренность, снизив момент инерции носа и кормы.
 
Стапель окончен
После обеда с успехом связали Бобра по модели Утконоса. Ужинали гречкой и супом. Легли рано спать. Вода в ручье увы упала, что нас удручает. Завтра надеемся пройти побольше, чтобы быть в досягаемости от стрелки с Зун-Мурином. 
Красный бобер
 

1 августа. стапель на Бол. Уругэдэе - стоянка на Бол. Уругэдэе


Ночью прохладно и туманно. Лениво встали, но собрались шустро к 11_20. Первые 200 м идем по руслу до слияния проток. Дальше идем на плаву 30% времени и 70% времени проводимся, т.к. в разбоях воды совсем нет. Обидно, что не хватает всего порядка 10 см. Обедали через 3 км на ЛБ. 
На старте

Участок Большого Уругэдэя в среднем течении. Воды достаточно.
 Начался дождь и мы отсиживались под тентом. В обед был разъеден сникерс - приятно. После обеда шли еще 2 часа. Воды стало больше и стали плыть 50% времени. Было 2 локальных порожка с приличным перепадом. В одном из них чуть не расклинило наш кат. Бобер идет уверенно, а мы скребем больше из-за большей осадки.
Первые порожки



Встали на ночь на ПБ за осыпью на приятно зеленой полочке. Варили борщ и рис. Ремонтировали упоры. Легли спать в 20_30. Пошел сильный дождь. Боимся, что соседняя осыпь угостит нас камнем. Завтра рассчитываем впасть в Зун-Мурин. 

 
Лагерь под осыпью




2 августа. Стоянка на Бол. Уругэдэе - Зун-Мурин


Ночью было тепло, встали в 9_30. В пустом котле нашли дохлую мышь. Поели овсянку и вышли в 12_00, пользуясь хорошей погодой. Почти все идем без проводки, но местами все-таки локально вылезаем. Много разбоев, хотя воды стало намного больше. Прошли много шивер и перекатов. По берегам болота и горелый лес - места дикие и унылые.
До устья Бол. Уругэдэя дошли через 2 часа, но отмеченную стоянку не нашли. Зун-мурин на стрелке не больше, чем Бол. Ургэдэй. Прошли еще 2-3 км до правого притока и встали на ЛБ на неплохой стоянке. Варили суп. Ремонтировали упоры - подложили пенку под коленки всем, используя для этого запасной коврик.
Праздновали вечером Андрюхин день рождения суджуком и водкой. Ребята продырявили дно своей палатки и решили залепить его скотчем. Уровень воды в реке явно меньше нормы. Вечером нас краем зацепила сильная гроза. Свердловцы нас пока не догнали - видимо застряли с проводкой. Завтра планируем быть в районе порога К2. Долго болтали у костра вечером после дождя.

Зун-Мурин ниже устья Большого Уругэдея

 

Наш именинник
 

3 августа. Зун-Мурин -устье р. Мал. Ургэдэй


Ночью было совсем тепло. Встали в 9_00, поели овсянку и вышли в 11_50. Погода стоит солнечная, однако досаждают противные мухи. Шли до порога 49, где ждали наших. Прошли легко порог Гробик и кучу шивер. Обедали за 2 км до К2 на ЛБ. Солнечно и тепло - берега очень живописные.

Порог 49

Скалы в районе порога Лук
Первую ступень К2 мы прошли сходу и зачалились на разведку перед второй. Андрюха же причалил выше первой ступени. Просмотр по красным скалам ЛБ. Порог весьма мощный, но воды не очень много и бочек опасных в третьей ступени нет. Шли порог тандемом вдоль ЛБ. За порогом приятный каньончик. Почему-то так разволновались на просмотре, что ничего не фотографировали. Попытка снять прохождение Бобра на GoPro закончилась провалом, т.к. камера сползла со лба и упорно снимала небо.
Прошли еще несколько порогов и встали лагерем в устье р. Малый Ургэдэй на ЛБ прямо на стрелке. Стоянка на 1-2 палатки, но очень хорошая. Мы купались, снаряжали удочки и пытались кидать спиннинг, правда без результата. На ужин варили суп с гречкой, читали лоцию. До Шурика примерно 12 км и много порогов. Я немного лазил по скалам. Уровень воды продолжает падать.

Стрелка Зун-Мурина и Малого Уругэдэя

Ваня мечтает о тайменях

Андрюха упорно кидает


Андрюха переключается со спиннинга на удочку

Ваня немного оголодал
 

4 августа. устье р. Мал. Ургэдэй - устье р. Мал. Зубкоган


Ночью у нас сломалась дуга на палатке в том же месте, что и в Турции, вдобавок порвался немного тент. Доели на завтрак овсянку, упаковались и в 11_50 выступили. Шли без осмотра Лук - очень мощный прижим на скалу ЛБ. За ним много несложных шивер и порогов, хотя почти везде требуется демонстрировать элементы слалома. Перед устьем Хангарула начинается каньон с несколькими мощными порогами, однако идем из без осмотра очень уверенно. Погода пасмурная - накрапывает.
В Хангаруле воды средне. За его устьем 1.5 км чистой воды в каньоне до порога Шурик. Я издалека учуял дым и оказалось, что на Шурике стоят 3 группы с Хангарула. Зачалились на галечный пляж на ПБ и сразу понесли вещи за порог. Порог довольно четко просматривается со скал ПБ - по нашей воде проход очевиден. Решили сначала пройти с АИС, а потом мне пройти второй раз с Андрюхой. Ваню не пускаем, зато поставили его снимать. Заходную шиверу надо проходить под ЛБ, потом перед сливом резкий поворот направо и прыжок, после чего надо успеть угрестись налево между двумя большими глыбами. 

Общий вид порога Шурик. Воды средне.

Ключевое место порога Шурик.

Выходная бочка Шурика

Хороший заход. Идем с АИС

Удачный выход из основного слива
На выходе
С АИС проходим идеально к большому восторгу публики на берегу. Я вернулся к Андрюхе и прошел с ним порог второй раз. На этот раз мы свалились слишком круто и в итоге нас легонько навалило на выходе на валун, что нам не сильно усложнило выход. 
Проходим с Андрюхой

Навалило на камень

Прошли удачно
 Т.к. стоянки заняты решили пройти оставшуюся часть каньона и встать на первой хорошей стоянке, которую нашли в устье р. Мал. Зубкоган. Здесь в глубине березовой рощи в 100 м от берега я обнаружил отличный рыбацкий домик, где мы остановились. Место тут отличное! Мы с АИС захватили домик, а ребята поставили палатку в рощице. Праздновали конец каньона грибным супом из опят и подберезовиков. Завтра запланирована дневка.
Домик рыбаков у устья Зубкогана





5 августа. устье р. Мал. Зубкоган


Спали в домике отлично. Утром было сыро и холодно. Пытались затопить печку, возились очень долго, прежде чем поняли, что надо вычистить золу. Ваня после завтрака пошел кидать спиннинг. Андрюха отправился за грибами, а я пошел на разведку по тропе вдоль ручья, но до зимовья, отмеченного на карте не нашел. Зато обнаружил много лисичек, которые мы с Андрюхой собрали.
Из собранных белых грибов варили супер-суп. Остальные грибы варили порядка 4х часов, а лисички засолили. Мимо нас прошла группа из Москвы на 3х огромных катах. Они искали место для стоянки и в итоге встали за поворото на ЛБ. 





Вечером делали гречку с грибами - получилось отлично. Вечером опять шел дождик, но мы успели искупаться, пока было солнце.






6 августа. устье р. Мал. Зубкоган


Всю ночь шел дождь. Утром стояла страшная сырость и холод. Решили не плыть сегодня. На завтрак делали рис и пошли опять за грибами. Ваня кидал без успеха. Заготовили гору дров из сухих лиственниц с помощью ножовки. На обед опять делали суп из маслят. Попробовали соленые лисички - класс! Народ голоден и подъедает все излишки. Вечером мы с Ваней купались. Починили дуги в обеих палатках. Я также зашил мешок от палатки. Всю еду упаковали в один мешок. 





Неизвестное насекомое
Изучали карту и лоцию - до финиша порядка 60км. Думаем чем заняться перед самолетом - много идей. Начались разговоры о еде. Вечером было +13 и дождь. На ужин - грибы и местная картошка. Завтра надо выплыть пораньше

7 августа. устье р. Мал. Зубкоган - р. Дагентуй


Встали в 9_00, поели рис и собрались к 11_30. Холодно и сыро! Выплыли почти одновременно с соседями. Пошел сильный дождь. Прошли много шивер. Берега очень красивые. Прошли так называемую "китайскую стену", где река делает поворото на 180 градусов. Прошли несколько мощных порогов с валами. У АИС сломалась палка от упоров. Ремонт провели за 20 минут на ПБ после очередного порога. Мимо нас проехал вверх по течению аэроглиссер. Он сходу прошел последний порог и чуть не кильнулся через голову. Подозреваем, что они едут в домик на Зубкогане.
Шли под дождем еще немного пока я не заметил флаг на ЛБ у ручья Дагентуй. Здесь тоже стоит зимовье, хотя и не такое комфортабельное, как на Зубкогане. Вокруг следы недавнего сильного пожара. Домик тоже закоптился. Заготовили опять кучу дров, ели на ужин трофейные макароны и борщ. Холодно! Ваня опять кидал без успеха. Легли все спать в домике. Т.к. у него вместо крыши настелен синий тент, то вид изнутри напоминает подводный мир. Мы заделали с Ваней окна. Пошел довольно сильный дождик. Крыша протекает, но не на нас. Одели теплые вещи. Народ очень голоден! До финиша чуть больше 50км.






8 августа. р. Дагентуй - стоянка в 12км выше Зун-Мурино


Спали отлично, но было достаточно прохладно и по головам бегали местные мыши, что впрочем заметили далеко не все. Утром свежо, но без дождя. Если на завтрак местный рис. Перед выходом к нам зарулили свердловцы, о которых мы уже было и забыли вспоминать. У них маленькая четверка из авизента - дно все в заплатках. Сидят они прямо на рюкзаках, а гребут веслами из палки и дюралевого листа. Правда все это компенсируется тем, что их предводитель на Зун-Мурине не то третий, не то четвертый раз. Говорят, что им было довольно сложно на Уругэдэе - продрали сильно баллон и зашивались. На Шурике же было столько воды, что камни на ключевом сливе были все под водой, за ними был огромный котел, а на выходе огромная бочка через всю реку. Они занеслись. Обменялись с ними контактами и они двинулись дальше. Компания, конечно, колоритная.
Зун-Мурин в районе устья реки Дагентуй


Один из рукавов Дагентуя

Следы большого пожара
Мы вышли чуть после них, когда погода разгулялась и без особых проблем прошли оставшиеся сложные шиверы и в том числе последний именной порог Радужный. Нижний Зун-Мурин довольно мощный, но ничего криминального не видно, хотя рулить приходится много.
Обедали на отличном песчаном пляже в лагуне на ПБ после очередной шиверы. Мы с Ваней купались. Вода в реке явно падает. Шли еще 2 часа до шиверы №163 по нашей лоции, за которой встали на полянке на ПБ. Здесь кончается лесная дорога из Зун-Мурино. Стоянка явно используется местными рыбаками, но свежих следов машин не видно. Купались. 



Занимательная геология, часть 2


Выяснилось, что АИС забыл утром свои ботинки в домике, пока болтал с дедами - расстроился. Ходит в драных мокрых кедах. Мы же варили борщ и макароны. Вечером было довольно холодно - жгли большой костер. До финиша осталось всего 12 км. Долго думали и решили делать завтра дневку.


9 августа. Стоянка в 12км выше Зун-Мурино


Ночью было довольно прохладно. Завтракали трофейным рисом, который я предусмотрительно отсыпал в домике на Дагентуе. После завтрака все купались и загорали. Ходили с Андрюхой и Ваней в радиалку по лесовозной дороге на ближайшую гору. Встретили змею, которую поймать не удалось. Обедали супом. Мимо нас прошли знакомые москвичи. 

Местная змея





Вечером мы с Ваней пошли на разведку на их стоянку в 1км ниже нашей. Они предложили завтра вместе с ними дойти до Зун-Мурино и выброситься на их автобусе в Иркутск. Весьма привлекательные девицы из их группы загорают на берегу - приятно. На обратной дороге видели на дереве здорового пушистого соболя.


10 августа. Стоянка в 12км выше Зун-Мурино - Зун-Мурино


Встали в 8_00. Вышли в 10_20 - рекорд похода! Прошли за 2 часа до финиша на ЛБ перед мостом. Сушились и паковались. Москвичи решили ехать завтра утром - надеемся к ним вписаться. Звонил домой - все в порядке. Общался с рыбаком из соседней группы, которого зовут Николай. Очень активный и опытный малый, ходит сейчас со своей дочкой. 
Финиш

Последний взгляд на Хамар-Дабан
К вечеру упаковали все вещи и сложили их под тент. Договорились с руководителем соседской группы, что нас впишут в их автобус. Решили встать в 7_00, т.к. автобус будет к 8_00. Андрюха успешно прогулялся с Ваней в магазин за пивом. Мы же общались с девчонками, пытаясь их обворожить походными страшилками.

11 августа. Зун-Мурино - Иркутск


Ночью прохладно. Утром стоял густой туман. Завтракали остатками пюре. Автобус прибыл вовремя, но сразу стало понятно, что мы в него не влезем. Договорились, что наши вещи подвезут до моста. АИС и Ваня их сопроводили, а мы с Андрюхой пошли пешком. Ждали автобус, общались с местной жительницей, которая стращала нас байками про наводнение 71 года, когда Зун-Мурин разлился на многие километры.
Стопили неудачно, но через 30 минут поймали автобус до Аршана, который обещал заехать за нами через 30 минут. Но уже через 20 минут остановился рейсовая маршрутка из Аршана в Иркутск с весьма колоритным водителем армянином, который предложил привязать все вещи на крышу, что я и сделал. Ехали 3 часа с остановкой в Култуке. Погода прохладная, но очень солнечная. В Иркутске нашли гостиницу Магас рядом с ж.д. вокзалом за 500р с носа. Посетили душ, а Андрюха даже пытался побриться. Немного посмотрели трансляцию Олимпиады и пошли в кафе на ж.д. вокзале, которое нам полюбилось в прошлом году. 



Бюст академика Обручева


На центральной площади в Иркутске

Ангара в центре Иркутска








Детская железная дорога в городском парке

мост через Ангару


После обеда гуляли по городу, посетили центр города с красивой набережной, детский парк на острове и новый мост через Ангару. Река очень впечатляет своим мощным течением и чистотой. Ужинали опять на ж.д. вокзале, смотрели Олимпиаду. Такси заказали на 5 утра.


12 августа. Иркутск - Москва


Встали в 4_30 и выехали в аэропорт. Тупанули при регистрации с перевесом, т.к. думали, что как и в прошлом году никто не будет проверять лимит. В итоге попали на перевес в 10кг=2590р - обидно. Самолет вылетел чуть позже назначенного. Домой лететь 6 часов. С нами рядом сидят 2 девочки из Израиля 5 и 7 лет, а также их мама с грудным ребенком. Они куролесят и с нами кокетничают.
Старшая девочка по имени Шахед немного говорит по-русски и очень интересуется у Вани где же его Аленушка. Младшую девочку зовут Юфаль и по-русски она говорить не умеет. В Домодедово помогли им найти багаж и тележку, т.к. им еще предстоит сложная пересадка на рейс в Тель-Авив. Мы же посадили Андрюху ждать электричку, которая останавливается на платформе Ленинская, а сами сели в аэроэкспресс. Поход окончен!





Снаряжение, карты, технические вопросы


Группа использовала два двухместных катамарана производства "Красное Солнышко" объемом 1000 и 1200л. Вес баллонов у каждого катамарана не превышает 12кг. В этом походе рамы мы не брали с собой, чтобы не отправлять грузы железной дорогой. Эта стратегия позволила получить при отправлении перевес в аэропорте в 10кг, что можно считать неплохим результатом. Стоит отметить, что долина Большого Уругэдея позволяет найти за разумное время в качестве строительного материала сухие и прочные лиственницы, которые сравнительно легкие. Более подробно про методику постройки можно почитать на странице Славы Завьялова. Бесспорно на постройку судов было потрачено больше времени, чем могло бы в случае наличия штатных дюралевых рам, однако день на стапель был совмещен с отдыхом после напряженной заброски.

 В походе использовались растровые карты ГШ масштаба 1:100000 с ресурса MAPSTORE. С помощью утилиты для OziExplorer MAPMerge была склеена растровая карта масштаба 1:100000. Еще достаточно давно был начат проект рисования векторной схемы региона по ГШ растрам. В итоге векторные схемы требуемых листов, а также горизонтали, построенные по SRTM данным, можно найти на моей странице с картами. Использовался GPS навигатор Garmin Vista HCx. Точки трека писались с интервалом 2 минуты. Регулярно отмечались путевыми точками наиболее важные ориентиры. 

Снаряжение использовалось стандартное для летних походах в Саянах. Стоит отметить легкие весла Werner, которые с успехом использовал один из экипажей к большому удивлению встречных групп.


Смета расходов


Статья расходов

Затраты на человека

Затраты на группу из 4 человек
Авиабилеты в Иркутск 18000 72000
Негабаритный багаж туда/обратно 1165 4660
Трансфер Иркутск - Жемчуг 1250 5000
Раскладка 1747,5 6990
Конная заброска 2 дня 7500 30000
Автобус Жемчуг - Иркутск 450 1800
Гостиница в Иркутске 500 2000
Прочие траты в Иркутске 220 880
ИТОГО 30832,5 рублей 123330 рублей



Полезные ссылки и контакты



  1. Р. БОЛЬШОЙ УРГЭДЭЙ – Р. ЗУН-МУРИН, АВГУСТ 2007, ПЕРМЬ. Есть подробная схема 1:100000.
  2. Очет 2005 год, Ижевск
  3. Очет В. Юрина 1997 год. Лоция Зун-Мурина ниже впадения Хангарула. Схемы масштаба 1:100000.
  4. Проект "Природа Байкала". Фотографии, карты, отчеты, описания.
  5. ПСС МЧС в Кырене: 8 (30147) 41-153
  6. Игорь Васильевич Хосомоев, Республика Бурятия, Тункинский район, село Жемчуг, улица Пахомова, д. 55, контактные тел.: +79024576424
  7. П. Кропоткин. Поездка на Окинский Караул. Записки Сибирского отд. Имп. Русского географического об-ва. — 1867. — Кн. 9/10
  8. Багажное отделение Иркутска +7 (3952 - код Иркутска) , 637704 (багажка), 632283 (касса), 637103 (старший кассир), 632294 (справочная багажки)



Выводы



  1. Безаварийно пройден несложный классический, но при этом очень красивый и познавательный маршрут. Все участники впервые посетили регион Хамар-Дабан.
  2. Благодаря конной заброске удалось сэкономить много времени, что позволило комфортно организовывать дневки в т.ч. по погоде. Конная заброска имеет и самостоятельную познавательную ценность.
  3. Водная часть, несмотря на уровень воды ниже среднего, при умеренной сложности оказалась очень красивой и разнообразной во многом благодаря необходимости интенсивно маневрировать. В большую воду многие шиверы будут залиты и сильно упростятся.
  4. Пройден порог Шурик, который является украшением данного маршрута. При всей его эффектности в нашу воду прохождение очень простое.
  5. Как и в прошлом году очень приятное впечаление оставили местные жители. Игорь Хосомоев показал себя надежным партнером.
  6. Очень не хватало пешей радиалки. Наиболее целесообразно ее устраивать в район Тункинских гольцов из Аршана.
  7. Приятно порадовал Иркутск - здесь есть что посмотреть и не обязательно тратить время на выезд в попсовую Листвянку. 

No comments:

Post a Comment