Sunday 4 May 2014

Scotland 2014. Дневник похода

Вылетели из Домодедово в 21-45. Посадку прошли без приключений. В Гатвике очень долго стояли в очереди на границе для не резидентов UK и EU. Пограничный офицер немного поболтала с нами на тему походов по Шотландии. Перебрались в южный терминал на монорельсе, где нашли наш отель. Номер без окон и совсем маленький, но зато интересно спроектированный - напоминает космическую станцию. Андрюха накупил салатов в M&S.

27.04.2014
Встали в 6-30 по-местному времени. Поели фруктовых салатов и пошли на регистрацию - опять в северный терминал. Багаж здесь надо регистрировать самим, т.к. у нас негабаритные рюкзаки. Лучше было бы их запаковать предварительно. В итоге потупили малость, т.к. я умудрился выкинуть посадочный по ошибке в урну. Погуляли по магазинам, но ничего не купили. Самолет в Глазго полупустой, зато много грудных детей. На удивление на таком коротком рейсе кормили вкусным завтраком. Стюардессы были крайне привлекательные! В Глазго мне пришло смс от British Airways, что наш багаж по ошибке забыли погрузить в самолет, но предаваться панике не стоит - это обычное дело!!! На ленте нас уже ждала сотрудница аэропорта и объяснила, что багаж прилетит сегодня в пять вечера и бузить бесполезно. Могут даже его доставить по нужному нам адресу. Расстроились, взяли координаты багажной службы и решили изучать город. Купили дневной билет на бус  за 8 фунтов и поехали в центр. До города примерно 20 минут - пробок нет. Гуляли по центральной улице, где купили газ и мне шапку. Очень холодно, а я без утепления. Андрюха оказался практичнее и взял теплую куртку в самолет. Ланч устроили в приятном пабе - поели традиционный fish and chips.

В магазине Tiso мы купили газ. Он расположен в 5 минутах от жд вокзала и автобусной станции.

Гуляли вниз по реке Клайд в сторону старых доков до музея Riverside - очень красивый и интересный. Напоминает музей транспорта в Лондоне, но вход бесплатный!! Рядом с музеем пришвартован огромный трехмачтовый барк The Tall Ship. Музей был признан лучшим музеем Европы в 2013 году и очень понравится любителям техники и транспорта. Как и во всех британских музеях, здесь много анимированных экспонатов, на которые можно лазить, трогать, крутить и т.п.
River Clyde

Glasgow Riverside Museum

У музея сели на автобус с обзорной экскурсией по городу. Ехали час до центра, посетили восточный район. Стало понятно, что город интересный и надо еще денек его поглядеть на обратной дороге. Сходили поесть и поехали в аэропорт, где нашли наши рюкзаки! Вернулись в город и на поезде с пересадкой добрались до Milngavie (произносится как Мулгай) к 7 вечера. Там закупили еды и бодро пошли по тропе.
Памятник на автовокзале Глазго
Официальное начало тропы в Milngavie

Парковый лес на первых километрах тропы
Отошли не более 1 мили и встали в лесу. Очень сыро! Из кустов вылез подозрительного вида мужик и попросил переставить палатки, чтобы на нас ненароком не наехали велосипедисты. Пили чай и ели фруктовые салаты. Легли спать под моросящий дождик. Очень тепло!

28.04.2014
Ночью шел дождик и было очень влажно. На палатке внутри довольно много конденсата, т.к. поставили ее низко. Встали в 6 утра и вышли в 6-45 без завтрака. Прохладно и очень влажно. Прошли 1.5 часа до первого озера. Около него нашли у дороги кран с питьевой водой. Ели кашу с чаем, лепешки и сыр и очень вкусное печенье!!! Вылезло солнце и стало тепло - разделись. Дорога идет вдоль свежих вырубок, новых посадок и пастбищ с овцами, у которых ягнята. Вырубки явно имеют организованный характер, т.к. рядом с пнями в специальных трубках посажены молодые саженцы.

Овец очень много, в основном это порода black-face, к которой относится, например, барашек Шон
Цивилизованная вырубка со свежими посадками. Саженцы защищены трубкой от грызунов и скота.

Проходя, небольшую деревеньку, наткнулись на Honesty Box - маленький холодильник на тропе с продуктами и ценами. Все построено на честности - возьми еды и оставь денег. Немного свернули с основного пути в Drymen зато увидели красивый замок у реки. Дорога идет по старой железнодорожной насыпи, которая соединяло Глазго с озером Ломонд.

Насыпь железной дороги все еще в очень хорошем состоянии. А путь давно разобран, т.к. дорога перестала быть рентабельной

В деревне нашли магазин SPAR, купили макарон и шоколада. Пасмурно, но без дождя. Обед у большой вырубки. Воду мы набрали в ресторане в Drymen. В деревне несколько отелей и гостевых домов, есть банкомат и даже библиотека.

Типичный шотландский деревенский дом

Главная улица в деревне Drymen

Когда деревья подрастают, то их могут и таким забором огородить от коров и овец.
Сразу за вырубкой открывается вид на озеро Ломонд. Свежая вырубка все сильно портит. Мы теряемся в догадках зачем надо было вырубать столько леса.

Здесь начинается участок заповедника, который простирается почти по всему восточном берегу озера Ломонд. Здесь строго запрещены стоянки вне кемпинга, разведение костров и даже выгуливание собак без поводка. Можно спускаться напрямую, но тропа идет через Conic Hill - вершину >400м.

Conic Hill тропа обходит с севера
Подъем простой в 30-40 метрах ниже вершины заканчивается прямым и крутым спуском к озеру. С тропы открывается красивая панорама на озеро и пустоши на восточном берегу.

Озеро Ломонд наибольшее по площади в Шотландии.

Дальше шли тропой вдоль озера до кемпинга Cashel. Стоянка тут за 7.5 фунтов с человека, зато крутой душ и туалет, есть магазин, где можно купить в т.ч. и газ. Андрюха купил концентрат сока. Ужинали макаронами с ветчиной и печеньем, мылись, болтали с соседом дальноходом по имени Пол, который уже несколько месяцев путешествует в одиночку по Шотландии. Вечер тихий и без дождя с красивым видом на озеро. Прошли 22 мили со старта.
Вот так в кемпингах обычно оборудована кухня. По-моему, очень удобно. В больших кемпингах обычно кухня совмещена со столовой.

29.04.2014
Ночью было тепло и сухо. Встали в 6 утра, поболтали с Полом и вышли в 6-59. Туман быстро рассеялся и вылезло солнце. Идем вдоль озера по тропе. Пол быстро убежал от нас, а мы встали через 3 км на завтрак у очередного кемпинга. Погода теплая и солнечная.

Поскольку мы в области заповедника, то тропа здесь в особенно хорошем состоянии и ее постоянно ремонтируют и обновляют. Очень интересно было наблюдать за тем, как это делают с использованием миниатюрных экскаваторов.

После завтрака начинается суровый путь вдоль озера по скалистой тропе. Обедали прямо на тропе, не доходя пары километров до одинокого отеля Rowardernan, который стоит на очень красивом водопадном ручье.

В отеле набрали воды. Тут обедает основная масса туристов. Кто-то готовит свою еду, но основная масса поедает бургеры с пивом. Мы проигнорировали эти блага и пошли дальше по суровой скальной тропе имени Роба Роя. Это местный национальный герой, реально живший здесь в 18 веке и имевший репутацию местного благородного бандита. Рельеф непривычно сложный, местами надо лазать по скалам, но без фанатизма. Осмотрели так называемую пещеру Роба Роя, где он держал пленников.

У меня немного болят связки на левой ноге и слегка натоптаны мизинцы, Андрюха тоже устал. Скорость упала и мы вяло доплелись до дошли до хижины на 37 миле. Дом оборудован под туристов. Есть очаг с дровами, газовая плита, посуда и т.п. мелочи. В доме легко могут разместиться до 20 человек. Почти сразу за нами пришли еще 2 туриста - отец и сын. Встали с нами. Вечер очень теплый. Варили макароны, валялись, жгли камин и болтали с соседями. Младший парень по имени Пит купался - очень холодно! Они из пригорода Манчестера - много ходят в походы, но мало где были за пределами Британии. Рассказали им про Алтай и Саяны - парни загорелись. Мимо пошло несколько групп туристов без вещей - спешат в паб в трех милях от нас. Легли рано - устали очень.
Уже видна северная оконечность озера, а на горизонте появляются заснеженные вершины

Это один из немногих приютов на тропе, оборудованных для "диких" туристов вроде нас. Подобные дома обустраивает местное сообщество энтузаистов на свои деньги.

30.04.2014
Ночью было очень тепло в нашем домике и никаких мышей не было. Встали в шесть и вышли в 6-40. С утра на улице холодно и сыро - туман! Дошли за один большой переход до кемпинга - поели там каши. Подрезали банку бобов, которую явно кто-то здесь оставил. Зарядили аккумулятор.
Вид на озеро Ломонд с северного берега

Почти вся земля в Шотландии частная, но по закону 2006 года хозяева должны обеспечить свободный проход через свои владения. Большая часть пути проходит по отгороженной территории.

Шли вдоль реки, которая впадает в озеро. Прошли красивый водопад на 42 миле.  Тропа идет по старой военной дороге 18 века. Местами очень сыро и болотно. Полно ферм с овцами и коровами. Очень сыро - идет морось. Пересекли железную дорогу по интересному подлазу.
Одели влагозащитную одежду и я даже рукавицы.

В тоннеле под железной дорогой очень хорошо прятаться от ветра и дождя.
Обед за поворотом на Crianlarich под елками. Ноги болят, хотя я завязал левую бинтом. Прошли руины часовни святого Филлана и очередной кемпинг.

Вдруг прилетел военный вертолет и приехала полиция и скорая. Мы было подумали, что это за нами, т.к. кража банки бобов не осталась незамеченной, но оказалось, что в холмах у кого-то стало плохо с сердцем и через 10 минут после звонка в службу спасения прилетели военные моряки из Данди. Мы снимали посадку и видели эвакуацию. Надеюсь, что все обошлось.

Дальше шли остаток пути до старого поселка металлургов Tyndrum. Прошли мимо поля битвы, где местные кланы победили дружину шотландского короля Роберта Брюса. По преданию в местном пруду до сих пор лежит его меч. Уже под сильным дождем вошли в кемпинг. Т.к. сильно замерзли, решили абонироваться в домике за 30 фунтов - дорого, но решили не экономить, а нормально отдохнуть. Сушились, стирались, мылись, отдыхали. Я разобрал почту, а Андрюха сходил в магазин и купил еды на 2 дня. Завтра опять плохая погода. Мы стоим на 51 миле, т.е. половина пути пройдена. Отпраздновали это местным элем.
В кемпингах много подобных хижин. Обычно в ней можно разместиться вдвоем, есть обогреватель .
01.05.2014
Ночью в домике натопили как в бане - пришлось проветривать. Утром холодно, но без дождя. Поели овсянку с ягодами и вышли в 7-40. Дождя нет, но прохладно и сыро. Я ушел чуть вперед, а Андрюха почему-то пошел по боковой тропе. Хорошо, что я вовремя вернулся и догнал его довольно быстро. В поселке увидели интересные резные пни, работы местного умельца.

Интересно, что на скульптуры хозяин пустил все деревья на своем участке

Объявление напоминает, что это последний магазин на ближайших 43 км.
Шли бодро, т.к. дорога отличная и идет вдоль действующей железной дороги.  Плохо, что здесь нет леса и ветер не дает возможности отдыхать. Очень помогают мои двойные рукавицы. Временами ветер задувает так сильно, что продувает даже нашу ветрозащиту. Я вынужденно одел влагозащитные штаны Marmot.

Под железной дорогой оборудован удобный проход

Поезда из Форта-Уильям в Глазго ходят не часто и билеты очень дорогие. Зато поездка обещает быть исключительно живописной.
У Bridge of Orchy нас догнали старые Пит и его отец и сын. Перекусили с ними у моста на лавочке и пошли дальше. Пейзажи красивые, но суровые. Кругом болота и холмы, на отдельных вершинах лежит снег. Временами ветер стихает и не так уж противно.
Bridge of Orchy

Типичный пейзаж нагорья
Обедали в отеле Inveroran с нашими знакомыми. Потратили на чай и сендвичи 11 фунтов на двоих - совсем разложились под действием плохой погоды J. Решили дойти сегодня до King's Hotel еще 12 миль. Там должна быть заведомо хорошая стоянка и вода. Идем через пустоши по старой военной дороге. Встретили оленя - он на нас не обратил внимания.

Очень красиво по сторонам, снимаю панорамы. Издалека виден отель и канатная дорога на противоположной стороне долины. В отель пришли в 17-30. Палатку поставили на берегу речки. На ужин делали макароны с сыром и ветчиной.  Решили готовить в палатке, где я вылил кипящие макароны на Андрюху. Он проявил чудеса реакции и не только не пострадал, но и ценой немного подмокшего спальника спас почти все макароны. Ужин доваривали на улице.
У нас у обоих одинаковые горелки FMS-116T. Слева кастрюля FMS Typhoon  с теплообменником, а справа обычная кастрюля Esbit из набора со спиртовкой.

Kings Hotel известен еще с середины 18 века.

Упаковались в биви и подготовились к холодам. Вечер ясный, но холодный. К нам в палатку залетали интересные птички, похожие на воробьев. Немного болтали с нашими манчестерскими друзьями. Я немного потроллил замерзающих датчан темой суровых викингов.

02.05.2014
Ночью сырость и холод. Биви промок от конденсата, т.к. я закрыл капюшон из сетки. Странно, но он фигово дышит. Утро ясное - день обещает быть неплохим! Поели овсянку и дернули в сторону перевала Чертова лестница. У дороги видели свежий труп оленя. Не вполне понятно что же с ним случилось. У подъема нас догнали Пит с папашей. Идут бодро и жгут всю дорогу. Они считают, что олень сломал ногу и погиб без помощи - дело житейское.

Андрюха неожиданно оторвался от основной группы и забрался на перевал первый. На перевале дует ветер, отдыхали чуть ниже за ним. Парни дернули быстро вниз, чтобы пообедать в Кинлохлевен.

Мы же не торопились и отдыхали у верхней плотины. Спуск в город по хорошей серпантинной вдоль мимо водовода с плотины. Местами водовод подтекает.

Навстречу поднимаются зрители и участники мотогонки, которая проходит здесь в каждую  первую неделю мая. Людей полно, мотоциклисты разминаются. У электростанции в городе обедали в кемпинге.

Такой тип домиков здесь называют hobbits

Мотогонка собирает многие сотни любителей этого вида спорта. Попадаются и совсем раритетные модели и участники

Похолодало. Решили докупить еды - услал за ней Андрюху, а сам сбегал на местный водопад, спрятав рюкзак в кустах у церкви. Красиво! Можно по перилам подлезть под самый слив. Где-то читал, что это самый высокий водопад в Шотландии.

Шли несколько миль по тропе, мимо постоянно гоняли мотоциклисты. Вышли на дорогу к перевалу, долго шли к нему по унылой долине с видом на фиорд Glen Cloe. Этот длинный фиорд соединяет город с морем.
Народ тренируется перед гонкой, штурмуя русло ручья

Glen Cloe

Шли очень долго через вырубки и пустоши, перекусили шоколадкой. Прошли городище пиктов, место битвы якобитов и их противников, издалека увидели Бен Невис

Вид на массив Бен-Невис, 1344 м - наивысшая точка острова
Долго спускались в долину реки Невис. У Андрюхи болит колено, а спуск довольно крутой. У меня уже ничего не болит, просто накопилась усталость. Геройски дошли к  8 вечера до огромного кемпинга. Я так устал, что после душа не мог есть и сразу же уснул. Завтра решили не восходить на вершину. Очень устали, т.к. сделали за день более 23 миль с максимальным набором высоты. В принципе, еще час-полтора и мы бы могли финишировать в Форт-Уильям. До него от нашей стоянки порядка 3х миль. Таким образом, тропа проходима за 5 чистых дней. У нас же получилось с учетом первого дня 5 чистых дней + 3 часа.

03.05.2014
Спали хорошо - сухо! С утра отличная солнечная погода. Со стоянки открывается отличный вид на массив Ben Nevis. Встали в 8, сушили на солнце вещи. Ели овсянку и сыр. Манчестерцы пригласили с ними лезть на вершину. Я было собрался, но потом прагматично подумал, что нога может не выдежать, к тому же не захотел бросать на целый день Андрюху.

Думаем может завтра туда полезть, но по прогнозу погода будет портиться и сегодняшний день оптимален. Лениво вышли в сторону Форта Уильям в 10 часов. Шли по хорошей тропе 3 мили до города через Коровий холм, чтобы посмотреть на окрестности сверху. Шли по главной улице до официального финиша у статуи.

Увы, официальный магазин тропы был закрыт и мы остались без медалей. Местные сувениры также не впечатлили, зато Андрюха купил неплохую софтшельную куртку. Зашли в паб поесть и зарядить телефон. Думали ехать ли в Глазго поездом, т.к. холодает, но увы все хостелы там забиты. Решили пойти по Great Glen Way. По нашим оценкам ее можно пройти за 4-5 дней. По глупости забыли зарядить электронику.

Долго выбирались из города мимо регбийных полей до руин замка Inverlochy на реке у моста. Замок интересный

Дошли до начала каледонского канала и вдоль него пошли в сторону шлюзов Нептун. Шлюзы очень интересные и до сих пор действуют. Видели двухместный каяк, который очень шустро поднимался в сторону озер. Идем мы намного медленней, чем они гребут. Прошли 4,5 мили вдоль канала - интереснейшее сооружение!! Особенно потрясает вид с берега канала на соседнюю реку, которая ниже уреза воды в канале! Местами высота перепада больше 10 м и под руслом канала в реку впадают притоки. Все это было построено в первой половине 19 века.

Слева канал, а справа река, которую канал спрямляет.
Нас догнал парень из Канады, шли вместе с ним час до стоянки у разводного моста. Тут можно поставить палатку. Успели вовремя, т.к. скоро пошел дождь. Варили ужин в палатке - успешно! Вечер теплый, но сырой. Завтра обещают дождь весь день. У нас кончается заряд телефона, а аккумулятор разряжен. Завтра будут проблемы. Увы, не смогли сфотографировать интересные инженерные сооружения на канале.

04.05.2014
Ночью адская сырость. Утром туман. Вышли в 8 после чая. Шли милю до моста и у начала озера Lochy прямо на тропе сделали завтрак. Сыро и моросит. Мимо прошли туристы.
Один из шлюзов на канале

По каналу достаточно активное движение малых судов

У озера встретили девочку из Германии по имени Вероника. Прошла в одиночку WHW и идет по этой тропе второй день. Шли с ней долго и много болтали. Андрюха с ней бодро шпарит по-немецки. Зашли в поместье с замком, но музей был закрыт. Дождь усилился, идем вяло, болит колено. Ребята по-немецки обсуждают книжки из цикла "Игры престолов" Остановились обедать на тропе, Вероника пошла вперед до следующего хостела, т.к. у нее исключительно странной рацион - яблоки и пиво. Она жалуется, что ей не хватает калорий. Последние 2 мили замотал колено - неожиданно стало болеть. Что с ним такое? Думаю, что это результат сырости и позавчерашней нагрузки. Перешли шлюз на канале и дошли до хостела. Мылись, заряжались, сушились, смотрели финал чемпионата мира по снукеру, болтали с Вероникой. Завтра хотим дойти до озера Лох Несс. Была бы хорошая погода, но пока дождит. Общались с Москвой - там прохладно.

05.05.2014
Утром сыро. Поели овсянку и вышли в 7-40. Шли вдоль канала до следующего озера Ойк. Вдоль него тропа идет по бывшей железной дороге. Местами красивые ручьи и мосты.
Железнодорожные мосты все еще в отличном состоянии. Есть идеи восстановления дороги и энтузиасты собирают средства.

Loch Oych

Еще один шлюх

Озеро заканчивается еще одним каналом, вдоль которого мы к обеду дошли до Форта Аугустус. Здесь многоступенчатый шлюз и небольшой городок на озере Лох-Несс.

Поели местные бургеры с олениной, встретили Веронику - она продолжает питаться яблоками. После обеда посмотрели местное аббатство, в котором сейчас закрытый клуб.

Дошли до озера Loch Ness - Несси пока не видно

На нас ворчала тетка садовник со странным акцентом. В магазине закупили еды на 2 дня и пошли вдоль озера. Тропа забирается довольно высоко и идет вдоль озера над дорогой. Долго Обходили одну свежую вырубку.

Шли до 5 вечера к кемпингу - остановились в домике хоббитов за 35 фунтов. Вечер холодный, смотрели "Волк с Уолл-Стрит", пили чай с печенькой. Хотим завтра дойти до замка Урукхарт. Весь день иду с завязанным коленом, но оно не проходит.
Домик очень удобный. В нем 4 удобных спальных места и обогреватель
06.06.2014
Утром дождь, встали попозже. Завтракали овсянкой. Шли до ближайшей деревни - смотрели мосты и водопады.

Прошли магазин сувениров. Изучили мохнатых коров, которые норовят облизать туристов.

Перед деревней опять валят лес и проход закрыт. Нас провезли лесники - веселые парни. Они объяснили, что массовая вырубка леса обусловлена глобальной программой выведения в Шотландии хвойных пород и заменой их на лиственные. Елки очень быстро растут здесь и сильно портят леса. При этом из-за климата дуб вырастает до больших размеров всего за 35-40 лет. Шли по тропе, которая забралась очень высоко. Встретили группу пожилых велосипедисток. Обедали на ветру под дождем. Выглянуло солнце и стало жарко.

Желтые цветы - это дрок

Обед с видом на озеро
Стали медленно спускаться к Друмнадпрокиту через фермы. Очень тепло и солнечно. Шли мимо следов недавнего урагана - куча деревьев вывернута с корнем. Жесть!

Ураган здесь был совсем недавно и явно очень суровый

На трассе поняли, что надо дойти до замка еще милю. Замок живописен издалека. Внутрь пускают за 7 фунтов. Все облазали и усталые поползли назад в деревню. На ресепшен не разрешают оставлять рюкзаки, поэтому мы их закинули в первую же башню.

Вернулись в деревню, где быстро разузнали про автобус от почты и хотели было поесть, но нас послали из единственного ресторана за отсутствием мест. Ждали автобус до 19-19 под начинающимся дождем.

Официальный финиш The Great Glen Way в Инвернессе
В инвернессе пытались найти хостел и встретили веселых литовцев, которых мы опознали по русским матюкам. Они нам не смогли помочь, т.к. не знают английский, зато весело пообщались. В итоге нашли хостел у замка за 15 фунтов. Пошли есть и не сразу нашли свободное место. Я попробовал удачный хаггис с сидром. Андрюха слопал огромный стейк и еще догонялся в макдачной.
Хостел в Инвернессе

Праздничный ужин в Инвернессе
В хостеле болтал с зажигательной соседкой из Австралии с пирсингом практически везде, которая не могла понять почему мы ложимся так рано спать. Дальше душ и сон!

07.05.2014
Ночью адски храпел папаша австралиец. Ужас как храпел! Не могли спать. Андрюха был близок к проведением над ним самых садистских экзекуций. Утром поели овсянку и пошли на автовокзал. Купили билеты в Эдинбург на 11-10. Гуляли по центру.

Поезд стоит 50фунтов, поэтому едем на автобусе! У меня болит колено - завязал бинтом. Автобус едет через Перт и данди. Видели много живописных мест. Очень интересен массив Cairngorms. В Перте наш автобус сломался и мы пересели в другой. За бортом сыро. В Эдинбурге нашли супер хостел под горой с замком. Город очень красивый. Гуляли по центру, дошли до парка с монументом Нельсону. Заходили в кафедральный собор. Много видели  ателье для шитья килтов. Поели хаггис в очередном пабе. Андрюха рано лег спать, а я в хостеле познакомился и позитивно потусил с веселыми девицами из Бразилии.

Вид на Эдинбург из парка Нельсона

Общая столовая в хостеле

08.05.2014
Утром доели рис и сразу двинулись в замок. Он очень интересный. Потратили на осмотр 4,5 часа. Застали салют из пушки. Очень занимательный музей. Ходили по королевской миле до Холирудского дворца, но пожалели денег. Гуляли в парке и зашли в музей Шотландии и университет. Поужинали, купили завтрак, легли поздно.

Тот самый haggis

На королевской миле

Руины Holyrood Abbey

09.05.2014
Утром быстро поели и пошли на автобус. Сразу же сели до Глазго. В пути 1,5 часа. В Глазго быстро нашли нужный хостел на набережной и пошли гулять к университету. Поели для разнообразия в азиатской лапшичной. Зашли в парк, наблюдали за дрессурой собак. Ходили в университет, музей Келвингровс, ужинали в проверенном месте. Андрюха купил 2 бутылки виски. Я  - джин и ликер. Завтра подъем в 4 утра.

10.05.2014
Встали вовремя, но чуть не протупили автобус, т.к. я перепутал остановки. Быстро долетели до Гатвика - рюкзаки пока с нами. Тупили довольно долго в пабе, закупили немного виски и без приключений долетели до Москвы. Поход завершен.

Книги, ссылки и другие полезные материалы