Wednesday 16 September 2015

Альпы 2015. Организация, финансы, технические вопросы

Идея



Альпы привлекали меня давно, в сильной степени, благодаря отчетам Рика и Ярослава об их путешествии в 2011 году. Билеты в Женеву были взяты заранее и идея похода родилась достаточно быстро с формулой : "Две недели - Два маршрута".
На первом этапе планировалось пройти классический маршрут вокруг Монблана (le Tour du Mont Blanc - TMB) против часовой стрелки, а потом пойти по другому классическому маршруту из французского Шамони в швейцарский Церматт (Chamonix - Zermatt). Общая протяженность маршрута предполагалась более 350 км на 12-13 ходовых дней. Как видно, изначально цели были спортивные, но в силу разных причин ими решено было пожертвовать.

Маршрут


Планируя маршрут, казалось логичным стартовать из окрестностей Мартиньи (Martigny), чтобы, сделав кольцо вокруг Монбалана, продолжить путь на Церматт. В этом варианте маршрут получался непрерывным без лишних перебросок, что позволяло оставить закладку на старте для второй части пути. При этом газ планировалось закупить на старте в Женеве. К несчастью, оказалось, что 1 августа отмечается Национальный праздник Швейцарии и все магазины закрыты. Это неприятное обстоятельство свело на нет наши амбициозные планы старта в Мартиньи и заставило резко менять маршрут. Как результат, мы поехали на старт в Шамони, из-за чего не смогли оставить раскладку в удобном для нас месте. После этого решения бросать раскладку в Шамони было глупо, т.к. возвращение после TMB в Шамони предполагает дублирования части TMB в обратном направлении в Шампекс (Champex) порядка 35 км, что казалось ленивым. Из-за этих обстоятельств мы вынужденно шли TMB с полными рюкзаками на 3-5 кило тяжелее предполагаемых, что ощутимо снизило нашу скорость в первой части пути. Можно было, конечно, придумать что-то более удобное, например, разделиться и отправить закладку с штурмовой группой налегке в Мартиньи, а остальным ждать в Шамони с газом, но в тот момент такие экзотические варианты нами не рассматривались, т.к. не хотелось терять время и жертва частью TMB казалась не такой уж и страшной.


Виза


Маршрут проходит по Швейцарии, Франции и Италии, что предполагает наличие Шенгена. Один из участников имел долгосрочную бизнес-визу, второй - открытый итальянский шенген, двое других сделали к походу итальянский шенген и с успехом открыли его в Вене и Женеве соответственно. При подаче документов в последних двух случаях были предъявлены билеты в Женеву и фейковая бронь отеля в районе Аосты (которую отменили после получения визы). Никаких проблем с пересечением границы Евросоюза и дополнительных объяснений о причине иной страны для первого въезда у местных властей не возникло.


Подготовка 


Времени на подготовку было достаточно и удалось собрать солидное количество полезной информации по региону. Но, как это обычно бывает, большую часть собранных материалов изучить не хватило времени, однако надеюсь, что более терпеливому читателю что-нибудь да пригодится, поэтому в конце обзора поделюсь библиографией.
Трое из четырех участников уже давно ходят вместе в легкоходном стиле, а двое из них сходили в весенний поход в Армению. Четвертый же участник оказался и вовсе новичком, поэтому наиболее серьезная подготовка проводилась именно им, о чем будет рассказано отдельно.
Наша славная команда на самом высоком перевале Col de Prafleuri 2987 

Логистика


На маршрут мы забрасывались через Женеву, которая крайне удобна своим расположением для старта путешествия. Общественный транспорт в Швейцарии развит очень хорошо и не радует исключительно ценами на билеты. Начальной точкой активного маршрута могут быть и Шамони, и Церматт, и Мартиньи или же практически любые промежуточные пункты. Автостоп возможен, но требует отдельной проработки. Наш скромный опыт позволяет сделать вывод, что в горах стопить легко на короткие расстояния, а вот на магистралях нужна специальная подготовка и проработка удачных мест. Во всяком случае советую предварительно изучить специализированный ресурс.
Мы забрасывались на специальной маршрутке из аэропорта Женевы в Шамони. Стоит это удовольствие 30 EUR с человека и длится порядка полутора часов. Говорят, что есть более дешевый автобус .
Первоначально планировалось ехать в Мартиньи поездом (билет стоит 41-45 CHF), а потом выходить на маршрут через перевал из Шампекса. Выброску устроили из Ароллы автобусом в Сьон (22 CHF) до железной дороги.
В целом, если не ставить задачу минимизации расходов на транспорт - проблем нет вообще. Задача минимизации транспортных расходов интересна, но в Швейцарской части региона практически не реализуема без использования автостопа или же мелких административных правонарушений J, в силу отсутствия альтернативы железной дороге. Автобусы ходят только в горных районах и связывают верховья долин с центрами кантонов.

Финансы


Швейцария - очень дорогая страна, что общеизвестно. Страна не планирует интегрироваться в еврозону, однако евро ходит параллельно наряду с местным франком в наличном обращении. В магазинах, автобусах, кемпингах можно расплачиваться наличными евро по курсу 1:1 к франку, при номинальном курсе 1 евро : 1,06 франка (во время поездки). Карточки принимаются в большинстве деревенских магазинов, кемпингах, а иногда и в автобусах. В итоге мы так и не меняли евро на франки, что было очень удобно. Единственный раз, когда нам потребовалась наличность - автоматическая камера хранения в Лозанне.

Навигация, сотовая связь


Учитывая опыт последних походов, мы использовали электронные средства навигации. TMB размечена столь хорошо, что на ней мы практически не обращались к GPS и карте, а  на маршруте использовали их только при планировании. дневного перехода. На маршруте же в Церматт, приходилось чуть чаще ориентироваться, поэтому закаченные заранее карты пригодились.
Я использую следующий набор софта на iPhone 6: CityMaps2Go Pro- для ориентирования в цивилизации (особенно хороши подробные планы городов), Maps.Me - с автороутингом и неплохой детализацией вне городов, GPSKit - с закаченными оффлайн картами проекта opencyclemap.org. Также есть платные приложения с растровыми оффлайн картами масштабом до 1:25000. Например, великолепный продукт Outdoors France IGN Maps с картами Франции или отличнейшие Swiss Topo Mobile неплохим предложением пробной версии. Что интересно, по Италии найти достойных растровых карт в виде мобильного приложения мне не удалось, но итальянский участок маршрута сравнительно невелик и как правило перекрывается соседними странами.
Также стоит упомянуть  приложение Bar-o-Meter,  которое использовалось в качестве альтиметра и очень хорошо помогало на подъемах и спусках. Приятно, что высота измеряется и по GPS и с помощью датчика давления, который любезно запихали в iPhone 6. Точность измерений очень неплохая.  Также у меня были установлены различные приложения для мониторинга погоды в Альпах, но думаю, что их легко найти в App Store и все они используют одни и те же источники данных.

Несмотря на то, что упомянутых приложений, казалось бы, достаточно для навигации, было решено подстраховаться бумажными картами, которые удалось самостоятельно сверстать и распечатать с прекрасного ресурса Switzerland Mobility. Ресурс позволяет бесплатно сохранять в PDF или печатать карты масштабом до 1:10000 !!! Мы сделали несколько обзорных листов масштабом 1:200000  и 1:500000, а также основную часть предполагаемых маршрутов накрыли листами  1:50000. При сохранении в PDF качество немножко снижается, но в целом источник очень хороший и удобный. На маршруте в основном мы видели туристов именно с такими распечатками. Разумеется, карты я также загрузил в телефон и пользовался в основном электронной версией распечаток. Бумажный вариант мы оставили в одном из кемпингов.

На тропах за исключением ограниченного числа изолированных локаций не ловится сотовая связь. Как правило на перевалах всегда сигнал хорош, в долинах же можно поймать и 3G. Я пользуюсь московской симкой без ограничений роуминга даже на 3G. Специально мы не узнавали, но наверняка в аэропорте и на вокзалах легко найти местные симки с привлекательными контрактами в части мобильного Интернета (например, на первый месяц использования). Стоит отметить, что WiFi устойчиво и бесплатно можно поймать далеко не во всех кемпингах. С другой стороны, если использовать мобильный Интернет только для прогноза погоды, отключив все автоматические обновления и т.п., то расходы в роуминге будут минимальными.

Закладка, раскладка и организация питания


Питание предполагалось организовать, исходя из следующих простых предпосылок:
1. Из соображений экономии взять из Москвы еды на 8 полных дней, оставить половину в кемпинге Мартиньи и вернуться за ней после прохождения TMB.
2. Готовить по возможности каждой палатке автономно и не иметь общих элементов кухни и  раскладки.
3. Как следствие из п.2 каждый участник имел возможность составлять собственный рацион и схему питания.

К сожалению, первый пункт не был осуществлен по досадному недоразумению c национальным швейцарским праздником, из-за которого мы не купили газ в Женеве и вынужденно стартовали из Шамони. Из-за этих обстоятельств мы вынужденно шли TMB с полными рюкзаками на 3-5 кило тяжелее предполагаемых, что ощутимо снизило нашу скорость в первой части пути.
По пути продукты докупались в долинах в крупных населенных пунктах - Шамони, Курмайоре, Шампексе, Ле Шабле и Аролле. Минимальные цены были в итальянском Курмайоре, а максимальные - в Аролле. Примерная стоимость продуктовой раскладки из швейцарского магазина на один день составляет 10-15 франков. В основном мы покупали разномастный сыр, хлеб и галеты, кус-кус, паленту, картофельное пюре, шоколад, печенье и прочие сладости. Очень понравились рыбные паштеты в 200г тубусах на подобие зубной пасты. Отдельно хотелось бы упомянуть важнейший элемент нашего рациона - сливочное масло. Частенько на вечер покупались местные вина. Не скажу, что мы старались экономить, но высокие цены заставляли нас вдумчиво подходить к выбору продуктов, из-за чего мы тратили на магазины больше времени, чем обычно.
Как правило, на завтрак мы готовили овсянку с сухим молоком/кус-кус/паленту с маслом и каким-нибудь наполнителем (изюм, нектарины, конфитюр), чай и заедали хлебом и сыром.
Овсянка со свежими нектаринами

В дневной перекус половина нашей группы варила только чай и заедала его различными сухими продуктами. Другая половина готовила суп из готовых смесей, взятых из Москвы. Я, как представитель второй половины, считаю, что суп в обед очень приятен и полезен. Газа на него расходуется не сильно больше, а при этом ужин можно делать легче.
Наша кухня - титановый котелок объемом 1,1 л и весом всего 155г обернут титановой ветрозащитной фольгой

Ужин состоял из гречки/кус-куса/картофельного пюре с маслом, сухими продуктами и чаем. В качестве ходового перекуса на перевалах использовались различные энергетические батончики из мюсли с разными наполнителями. Завтрак и ужин почти всегда готовились в палатках, для этого использовались кастрюли объемом 1-1,2л и горелки Fire Maple FMS 116T. Расход газа оказался сравнительно умеренным - чуть меньше 3х баллонов по 450г на группу из четверых человек на весь поход. Расход составил 25г<\b> на человека в день. Стоит отметить, что спирт легко купить в аптеках и больших магазинах в долинах. Спиртовки могли бы быть весьма эффективны при частом и регулярном заходе в цивилизацию.

Вода


На маршруте нет проблем с питьевой водой. Во всех общественных туалетах, кемпингах, рефьюжах, ресторанах и отелях, если это не сказано специально, водопроводная вода - питьевая. По крайней мере на территории Франции и Швейцарии законодательно требуется всей водопроводной воде быть питьевой. В некоторых случаях декларируется заранее, что вода не питьевая, в таком случае стоит специальная надпись.
Типичное предупреждение о том, что вода не питьевая

Стоит помнить, что в горах ведется активное скотоводство и ни в коем случае нельзя пить воду из многочисленных ручьев. Мы видели много неприятных картин, когда приятный с виду ручеек протекал с ледника через неприятный коровник. В случае, если заведомо нет возможности добыть питьевой воды - воду необходимо кипятить и по возможности обеззараживать таблетками. Я для этих целей использую Aquamira, после которых вода немного отдает хлоркой как в бассейне. Наш опыт показал, что даже в такой жаркий год необходимо было носить с собой не более 1л на человека на целый день. Конечно, не стоит пренебрегать возможностью заправиться свежей питьевой водой, если есть возможность.

Немного о ночевках: кемпинги и рефьюжи 


При планировании маршрута встал вопрос о возможностях ночевок в квази-цивилизованных условиях - с наличием горячего душа. Беглое изучение гайдбуков и специализированного ресурса про жилье на TMB доступных ресурсов позволило сделать простые выводы на этот счет:

- Кемпинги есть, расположены в крупных долинах или около известных курортов, ориентированы на автотуристов, стоимость ночевки в палатки минимальная, предлагаемый набор сервисов очень достойный;

- Рефьюжи расположены сравнительно высоко  (от 1500-2500м), в сезон мест может на быть, стоимость ночевки в 2-3 раза дороже, чем в кемпинге, хотя в стоимость дополнительно входит ужин и завтрак, условия проживания более суровые, чем в кемпинге, но в плохую погоду это будет идеальное укрытие;

- В долинах также можно найти в крупных населенных пунктах отели и B&B, которые еще дороже по цене, чем рефьюжи, поэтому вообще не будем их рассматривать в качестве возможных альтернатив.

Итак, начнем с кемпингов.
Кемпинги в Европе - очень популярный и распространенный вид размещения не только активных туристов, но и менее решительных любителей природы. Общий перечень европейских кемпингов можно найти на специальном ресурсе ACSI . Всего на этом ресурсе зарегистрировано более 9900 кемпингов в Европе, включая Турцию. Каталог можно скачать и в виде мобильного приложения, что сильно упрощает процесс поиска подходящего кемпинга и бронирования во время поездки.
Кемпинги бывают разных размеров, но при этом более-менее одинаковы по ценам размещения и предоставляемому спектру услуг. Даже в сезон в кемпинге точно будет достаточно места на 1-2 палатки или тента. Кстати, разницы между типами укрытий делаются только, исходя из их вместимости, что позволяет ощутимо экономить при более плотном размещении. Обычно, в специально отведенной зоне разрешается разбивать палатки, есть общая зона для еды и готовки, души, туалеты, прачечные и даже игровые зоны для детей. В душах может быть установлен лимит на горячую воду, регулируемый жетонами или монетками. Как правило этот лимит или временной 3-5 минут за жетон (0,5 - 1 CHF) или же лимитируется объем горячей воды (10л за 1 CHF).  Стоит быть очень внимательными, т.к. иногда душ может быть платным, а в умывальниках есть безлимитная горячая вода.
Типичная зона зарядки в кемпинге в Шамони

Практически всегда есть зона для зарядки электроники и бесплатный WiFi. Почти всегда на ресепшн есть магазин с небольшим выбором походной еды. Здесь же встречается и газ.
Стоимость размещения обычно 6-8 евро за человека и 5-10 евро за небольшую палатку. Таким образом в среднем ночевка на человека обходится в пределах 15 евро с учетом лимитированного душа. В небольших кемпингах вечером может уже не работать ресепшн и теоретически можно вставать на ночь бесплатно (если конечно выйти пораньше).

Ночевка в кемпинге в Шампексе. Здесь хозяин выдает номерок на каждую палатку 

Мне очень нравится формат ночевки, предлагаемый в европейских кемпингах, и я по возможности буду стараться останавливаться именно в них, однако стоит рассказать подробнее и о рефьюжах.

Наиболее близки синоним рефьюжу на русском языке - коммерческий приют. Естественно, есть неплохой реестр многих европейских рефьюжей и хижин, а многие рефьюжи имеют собственные сайты и систему бронирования. В большинстве случаев в летний сезон в рефьюжах на TMB живет целая команда, которая принимает, кормит и обихаживает постояльцев, а в промежутках готовит дом к приему новой партии. Обычно в рефьюжах 30-50 мест в общих комнатах и, возможно, несколько отдельных номеров. Рефьюжи автономны в плане энергии и поэтому далеко не всегда в них есть горячая вода. В некоторые отдаленные от дорог рефьюжи забросить все необходимое можно только вертолетом или на вьючном транспорте. Этим и объясняется высокая стоимость проживания и кормежки. При этом в сезон надо бронировать место заранее и купить ужин без брони просто не получится.
Refuge of the Cross of Bonhomme

Приятно, что смотрители всегда разрешают ставить палатки на некотором отдалении от строений и пользоваться источниками воды, туалетами и душами. Во всяком случае мы раза 3-4, ночуя около рефьюжа пользовались инфраструктурой совершенно безвозмездно.
В рефьюжах очень следят за чистотой и просят уличную обувь снимать при входе

В хорошую теплую погоду нет никаких оснований к выбору рефьюжей для ночевки, кроме как в целях оптимизации веса и полного отказа от палаток и спальников. Но такой вариант нам совершенно не был интересен.
Стоит отдельно упомянуть настоящие (в нашем понимании) приюты на пути в Церматт, которые стоят пустые, открытые и подготовленные но без хозяев.  Мы ночевали, например, в таком чудесном месте как Refuge de la Barma.
Refuge de La Barma

Кухня приюта La Barma оборудована дровяной и газовой плитой, водяным насосом, посудой и множеством кухонных аксессуаров. 

Тем не менее, в плохую погоду любой из таких рефьюжей будет очень кстати для отдыха или экстренной ночевки. Во многих рефьюжах есть экстренное укрытие, открытое даже зимой.
Приведу краткую статистику по ночевкам:
 - В кемпингах - 6 ночей
 - В рефьюжах - 1 ночь
 - Около рефьюжей с использованием инфраструктуры - 3 ночи
 - В полевых условиях - 3 ночи
На TMB ночевок в полевых условиях не было.
"Дикая ночевка" под перевалом Col de Luive



Снаряжение


Полный список снаряжения с моим личным снаряжением представлен здесь (ссыль).
В Женеве, Лозанне, Сьоне и других крупных городах легко найти магазины походного снаряжения, где можно закупить практически любой элемент экипировки карты, одежду, газ, спирт и другие сопутствующие товары. В Шамони, Курмайоре, Шампексе и других курортных деревеньках как правило возможно найти по крайней мере один такой магазин. Разумеется, оно будет весьма дорогое (особенно в Швейцарии). Ассортимент весьма широк, но в, основном, широко представлена одежда и снаряга для альпинизма. Конечно, может повезти со скидками, но обнадеживать себя не стоит.

Ну и чтобы не забыть:
  1. В ремнабор включить уплотнительное кольцо для горелки FMS.
  2. Переходник под цанговые баллоны лучше иметь.
  3. Спиртовку и подставку под котелок брать всегда как резерв. 
  4. Продумать крепление на земле трек-палок, чтобы палатка не прогибалась.
  5. Всегда иметь 1-2 банки для масла, замачивания гречки, ягод и т.п.
  6. Больше упаковочных мешков (для еды, грязного, непредвиденных дел). ПЭ легче, но силиконовые удобнее. Желательно иметь непромокаемые.
  7. Зажигалку хранить в мешочке для горелки всегда, иметь мелкую запаску или спички в ремнаборе. Иметь 1-2 таблетки сухого горючего в ремнаборе 
  8. Аптечку составлять без оглядки на заходы в цивилизацию особенно по таблеткам.
  9. Иметь 100мл емкость для жидкого мыла или геля (набирать в цивилизации)
  10. Фольга титановая подходит по высоте только для 230мл баллонов. Заменить в случае газа на кусок фольгированной пенки под ноги 80см
  11. Иметь удобную прихватку для готовки, сеточка от кастрюли не очень удобна, а рабочие перчатки занимают много места.
  12. Проверять агрессивно и заранее всю электронику, включая оффлайн карты!!!
  13. Не использовать кабели, отличные от apple, иметь резерв!!!!
  14. Не лениться заряжать аккумулятор на солнце утром, в обед, вечером и на остановках. В активном режиме эффективность зарядки слабая.
  15. Солнечная панель в условиях дискретной цивилизации не нужна. Лучше иметь аккумулятор 20000 на всех. По весу лучше и удобнее!

Книги, ссылки и другие полезные материалы

TMB :

Официальный сайт TMB, возможность букирования размещения в рефьюжах
Коммерческие туры по TMB, много полезной информации

Путеводители Cicerone:


Отчеты


Карты и GPS треки:

No comments:

Post a Comment