Идея
Альпы привлекали меня давно, в сильной степени, благодаря отчетам Рика и Ярослава об их путешествии в 2011 году. Билеты в Женеву были взяты заранее и идея похода родилась достаточно быстро с формулой : "Две недели - Два маршрута".
На первом этапе планировалось пройти классический маршрут вокруг Монблана (le Tour du Mont Blanc - TMB) против часовой стрелки, а потом пойти по другому классическому маршруту из французского Шамони в швейцарский Церматт (Chamonix - Zermatt). Общая протяженность маршрута предполагалась более 350 км на 12-13 ходовых дней. Как видно, изначально цели были спортивные, но в силу разных причин ими решено было пожертвовать.
Маршрут
Планируя маршрут, казалось логичным стартовать из окрестностей Мартиньи (Martigny), чтобы, сделав кольцо вокруг Монбалана, продолжить путь на Церматт. В этом варианте маршрут получался непрерывным без лишних перебросок, что позволяло оставить закладку на старте для второй части пути. При этом газ планировалось закупить на старте в Женеве. К несчастью, оказалось, что 1 августа отмечается Национальный праздник Швейцарии и все магазины закрыты. Это неприятное обстоятельство свело на нет наши амбициозные планы старта в Мартиньи и заставило резко менять маршрут. Как результат, мы поехали на старт в Шамони, из-за чего не смогли оставить раскладку в удобном для нас месте. После этого решения бросать раскладку в Шамони было глупо, т.к. возвращение после TMB в Шамони предполагает дублирования части TMB в обратном направлении в Шампекс (Champex) порядка 35 км, что казалось ленивым. Из-за этих обстоятельств мы вынужденно шли TMB с полными рюкзаками на 3-5 кило тяжелее предполагаемых, что ощутимо снизило нашу скорость в первой части пути. Можно было, конечно, придумать что-то более удобное, например, разделиться и отправить закладку с штурмовой группой налегке в Мартиньи, а остальным ждать в Шамони с газом, но в тот момент такие экзотические варианты нами не рассматривались, т.к. не хотелось терять время и жертва частью TMB казалась не такой уж и страшной.
Виза
Маршрут проходит по Швейцарии, Франции и Италии, что предполагает наличие Шенгена. Один из участников имел долгосрочную бизнес-визу, второй - открытый итальянский шенген, двое других сделали к походу итальянский шенген и с успехом открыли его в Вене и Женеве соответственно. При подаче документов в последних двух случаях были предъявлены билеты в Женеву и фейковая бронь отеля в районе Аосты (которую отменили после получения визы). Никаких проблем с пересечением границы Евросоюза и дополнительных объяснений о причине иной страны для первого въезда у местных властей не возникло.
Подготовка
Времени на подготовку было достаточно и удалось собрать солидное количество полезной информации по региону. Но, как это обычно бывает, большую часть собранных материалов изучить не хватило времени, однако надеюсь, что более терпеливому читателю что-нибудь да пригодится, поэтому в конце обзора поделюсь библиографией.
Трое из четырех участников уже давно ходят вместе в легкоходном стиле, а двое из них сходили в весенний поход в Армению. Четвертый же участник оказался и вовсе новичком, поэтому наиболее серьезная подготовка проводилась именно им, о чем будет рассказано отдельно.
Наша славная команда на самом высоком перевале Col de Prafleuri 2987 |
Логистика
На маршрут мы забрасывались через Женеву, которая крайне удобна своим расположением для старта путешествия. Общественный транспорт в Швейцарии развит очень хорошо и не радует исключительно ценами на билеты. Начальной точкой активного маршрута могут быть и Шамони, и Церматт, и Мартиньи или же практически любые промежуточные пункты. Автостоп возможен, но требует отдельной проработки. Наш скромный опыт позволяет сделать вывод, что в горах стопить легко на короткие расстояния, а вот на магистралях нужна специальная подготовка и проработка удачных мест. Во всяком случае советую предварительно изучить специализированный ресурс.
Мы забрасывались на специальной маршрутке из аэропорта Женевы в Шамони. Стоит это удовольствие 30 EUR с человека и длится порядка полутора часов. Говорят, что есть более дешевый автобус .
Первоначально планировалось ехать в Мартиньи поездом (билет стоит 41-45 CHF), а потом выходить на маршрут через перевал из Шампекса. Выброску устроили из Ароллы автобусом в Сьон (22 CHF) до железной дороги.
В целом, если не ставить задачу минимизации расходов на транспорт - проблем нет вообще. Задача минимизации транспортных расходов интересна, но в Швейцарской части региона практически не реализуема без использования автостопа или же мелких административных правонарушений J, в силу отсутствия альтернативы железной дороге. Автобусы ходят только в горных районах и связывают верховья долин с центрами кантонов.
Мы забрасывались на специальной маршрутке из аэропорта Женевы в Шамони. Стоит это удовольствие 30 EUR с человека и длится порядка полутора часов. Говорят, что есть более дешевый автобус .
Первоначально планировалось ехать в Мартиньи поездом (билет стоит 41-45 CHF), а потом выходить на маршрут через перевал из Шампекса. Выброску устроили из Ароллы автобусом в Сьон (22 CHF) до железной дороги.
В целом, если не ставить задачу минимизации расходов на транспорт - проблем нет вообще. Задача минимизации транспортных расходов интересна, но в Швейцарской части региона практически не реализуема без использования автостопа или же мелких административных правонарушений J, в силу отсутствия альтернативы железной дороге. Автобусы ходят только в горных районах и связывают верховья долин с центрами кантонов.
Финансы
Швейцария - очень дорогая страна, что общеизвестно. Страна не планирует интегрироваться в еврозону, однако евро ходит параллельно наряду с местным франком в наличном обращении. В магазинах, автобусах, кемпингах можно расплачиваться наличными евро по курсу 1:1 к франку, при номинальном курсе 1 евро : 1,06 франка (во время поездки). Карточки принимаются в большинстве деревенских магазинов, кемпингах, а иногда и в автобусах. В итоге мы так и не меняли евро на франки, что было очень удобно. Единственный раз, когда нам потребовалась наличность - автоматическая камера хранения в Лозанне.
Навигация, сотовая связь
Учитывая опыт последних походов, мы использовали электронные средства навигации. TMB размечена столь хорошо, что на ней мы практически не обращались к GPS и карте, а на маршруте использовали их только при планировании. дневного перехода. На маршруте же в Церматт, приходилось чуть чаще ориентироваться, поэтому закаченные заранее карты пригодились.
Я использую следующий набор софта на iPhone 6: CityMaps2Go Pro- для ориентирования в цивилизации (особенно хороши подробные планы городов), Maps.Me - с автороутингом и неплохой детализацией вне городов, GPSKit - с закаченными оффлайн картами проекта opencyclemap.org. Также есть платные приложения с растровыми оффлайн картами масштабом до 1:25000. Например, великолепный продукт Outdoors France IGN Maps с картами Франции или отличнейшие Swiss Topo Mobile неплохим предложением пробной версии. Что интересно, по Италии найти достойных растровых карт в виде мобильного приложения мне не удалось, но итальянский участок маршрута сравнительно невелик и как правило перекрывается соседними странами.
Также стоит упомянуть приложение Bar-o-Meter, которое использовалось в качестве альтиметра и очень хорошо помогало на подъемах и спусках. Приятно, что высота измеряется и по GPS и с помощью датчика давления, который любезно запихали в iPhone 6. Точность измерений очень неплохая. Также у меня были установлены различные приложения для мониторинга погоды в Альпах, но думаю, что их легко найти в App Store и все они используют одни и те же источники данных.
Несмотря на то, что упомянутых приложений, казалось бы, достаточно для навигации, было решено подстраховаться бумажными картами, которые удалось самостоятельно сверстать и распечатать с прекрасного ресурса Switzerland Mobility. Ресурс позволяет бесплатно сохранять в PDF или печатать карты масштабом до 1:10000 !!! Мы сделали несколько обзорных листов масштабом 1:200000 и 1:500000, а также основную часть предполагаемых маршрутов накрыли листами 1:50000. При сохранении в PDF качество немножко снижается, но в целом источник очень хороший и удобный. На маршруте в основном мы видели туристов именно с такими распечатками. Разумеется, карты я также загрузил в телефон и пользовался в основном электронной версией распечаток. Бумажный вариант мы оставили в одном из кемпингов.
На тропах за исключением ограниченного числа изолированных локаций не ловится сотовая связь. Как правило на перевалах всегда сигнал хорош, в долинах же можно поймать и 3G. Я пользуюсь московской симкой без ограничений роуминга даже на 3G. Специально мы не узнавали, но наверняка в аэропорте и на вокзалах легко найти местные симки с привлекательными контрактами в части мобильного Интернета (например, на первый месяц использования). Стоит отметить, что WiFi устойчиво и бесплатно можно поймать далеко не во всех кемпингах. С другой стороны, если использовать мобильный Интернет только для прогноза погоды, отключив все автоматические обновления и т.п., то расходы в роуминге будут минимальными.
Я использую следующий набор софта на iPhone 6: CityMaps2Go Pro- для ориентирования в цивилизации (особенно хороши подробные планы городов), Maps.Me - с автороутингом и неплохой детализацией вне городов, GPSKit - с закаченными оффлайн картами проекта opencyclemap.org. Также есть платные приложения с растровыми оффлайн картами масштабом до 1:25000. Например, великолепный продукт Outdoors France IGN Maps с картами Франции или отличнейшие Swiss Topo Mobile неплохим предложением пробной версии. Что интересно, по Италии найти достойных растровых карт в виде мобильного приложения мне не удалось, но итальянский участок маршрута сравнительно невелик и как правило перекрывается соседними странами.
Также стоит упомянуть приложение Bar-o-Meter, которое использовалось в качестве альтиметра и очень хорошо помогало на подъемах и спусках. Приятно, что высота измеряется и по GPS и с помощью датчика давления, который любезно запихали в iPhone 6. Точность измерений очень неплохая. Также у меня были установлены различные приложения для мониторинга погоды в Альпах, но думаю, что их легко найти в App Store и все они используют одни и те же источники данных.
Несмотря на то, что упомянутых приложений, казалось бы, достаточно для навигации, было решено подстраховаться бумажными картами, которые удалось самостоятельно сверстать и распечатать с прекрасного ресурса Switzerland Mobility. Ресурс позволяет бесплатно сохранять в PDF или печатать карты масштабом до 1:10000 !!! Мы сделали несколько обзорных листов масштабом 1:200000 и 1:500000, а также основную часть предполагаемых маршрутов накрыли листами 1:50000. При сохранении в PDF качество немножко снижается, но в целом источник очень хороший и удобный. На маршруте в основном мы видели туристов именно с такими распечатками. Разумеется, карты я также загрузил в телефон и пользовался в основном электронной версией распечаток. Бумажный вариант мы оставили в одном из кемпингов.
На тропах за исключением ограниченного числа изолированных локаций не ловится сотовая связь. Как правило на перевалах всегда сигнал хорош, в долинах же можно поймать и 3G. Я пользуюсь московской симкой без ограничений роуминга даже на 3G. Специально мы не узнавали, но наверняка в аэропорте и на вокзалах легко найти местные симки с привлекательными контрактами в части мобильного Интернета (например, на первый месяц использования). Стоит отметить, что WiFi устойчиво и бесплатно можно поймать далеко не во всех кемпингах. С другой стороны, если использовать мобильный Интернет только для прогноза погоды, отключив все автоматические обновления и т.п., то расходы в роуминге будут минимальными.
Закладка, раскладка и организация питания
Питание предполагалось организовать, исходя из следующих простых предпосылок:
1. Из соображений экономии взять из Москвы еды на 8 полных дней, оставить половину в кемпинге Мартиньи и вернуться за ней после прохождения TMB.
2. Готовить по возможности каждой палатке автономно и не иметь общих элементов кухни и раскладки.
3. Как следствие из п.2 каждый участник имел возможность составлять собственный рацион и схему питания.
К сожалению, первый пункт не был осуществлен по досадному недоразумению c национальным швейцарским праздником, из-за которого мы не купили газ в Женеве и вынужденно стартовали из Шамони. Из-за этих обстоятельств мы вынужденно шли TMB с полными рюкзаками на 3-5 кило тяжелее предполагаемых, что ощутимо снизило нашу скорость в первой части пути.
По пути продукты докупались в долинах в крупных населенных пунктах - Шамони, Курмайоре, Шампексе, Ле Шабле и Аролле. Минимальные цены были в итальянском Курмайоре, а максимальные - в Аролле. Примерная стоимость продуктовой раскладки из швейцарского магазина на один день составляет 10-15 франков. В основном мы покупали разномастный сыр, хлеб и галеты, кус-кус, паленту, картофельное пюре, шоколад, печенье и прочие сладости. Очень понравились рыбные паштеты в 200г тубусах на подобие зубной пасты. Отдельно хотелось бы упомянуть важнейший элемент нашего рациона - сливочное масло. Частенько на вечер покупались местные вина. Не скажу, что мы старались экономить, но высокие цены заставляли нас вдумчиво подходить к выбору продуктов, из-за чего мы тратили на магазины больше времени, чем обычно.
Как правило, на завтрак мы готовили овсянку с сухим молоком/кус-кус/паленту с маслом и каким-нибудь наполнителем (изюм, нектарины, конфитюр), чай и заедали хлебом и сыром.
В дневной перекус половина нашей группы варила только чай и заедала его различными сухими продуктами. Другая половина готовила суп из готовых смесей, взятых из Москвы. Я, как представитель второй половины, считаю, что суп в обед очень приятен и полезен. Газа на него расходуется не сильно больше, а при этом ужин можно делать легче.
Ужин состоял из гречки/кус-куса/картофельного пюре с маслом, сухими продуктами и чаем. В качестве ходового перекуса на перевалах использовались различные энергетические батончики из мюсли с разными наполнителями. Завтрак и ужин почти всегда готовились в палатках, для этого использовались кастрюли объемом 1-1,2л и горелки Fire Maple FMS 116T. Расход газа оказался сравнительно умеренным - чуть меньше 3х баллонов по 450г на группу из четверых человек на весь поход. Расход составил 25г<\b> на человека в день. Стоит отметить, что спирт легко купить в аптеках и больших магазинах в долинах. Спиртовки могли бы быть весьма эффективны при частом и регулярном заходе в цивилизацию.
1. Из соображений экономии взять из Москвы еды на 8 полных дней, оставить половину в кемпинге Мартиньи и вернуться за ней после прохождения TMB.
2. Готовить по возможности каждой палатке автономно и не иметь общих элементов кухни и раскладки.
3. Как следствие из п.2 каждый участник имел возможность составлять собственный рацион и схему питания.
К сожалению, первый пункт не был осуществлен по досадному недоразумению c национальным швейцарским праздником, из-за которого мы не купили газ в Женеве и вынужденно стартовали из Шамони. Из-за этих обстоятельств мы вынужденно шли TMB с полными рюкзаками на 3-5 кило тяжелее предполагаемых, что ощутимо снизило нашу скорость в первой части пути.
По пути продукты докупались в долинах в крупных населенных пунктах - Шамони, Курмайоре, Шампексе, Ле Шабле и Аролле. Минимальные цены были в итальянском Курмайоре, а максимальные - в Аролле. Примерная стоимость продуктовой раскладки из швейцарского магазина на один день составляет 10-15 франков. В основном мы покупали разномастный сыр, хлеб и галеты, кус-кус, паленту, картофельное пюре, шоколад, печенье и прочие сладости. Очень понравились рыбные паштеты в 200г тубусах на подобие зубной пасты. Отдельно хотелось бы упомянуть важнейший элемент нашего рациона - сливочное масло. Частенько на вечер покупались местные вина. Не скажу, что мы старались экономить, но высокие цены заставляли нас вдумчиво подходить к выбору продуктов, из-за чего мы тратили на магазины больше времени, чем обычно.
Как правило, на завтрак мы готовили овсянку с сухим молоком/кус-кус/паленту с маслом и каким-нибудь наполнителем (изюм, нектарины, конфитюр), чай и заедали хлебом и сыром.
Овсянка со свежими нектаринами |
В дневной перекус половина нашей группы варила только чай и заедала его различными сухими продуктами. Другая половина готовила суп из готовых смесей, взятых из Москвы. Я, как представитель второй половины, считаю, что суп в обед очень приятен и полезен. Газа на него расходуется не сильно больше, а при этом ужин можно делать легче.
Наша кухня - титановый котелок объемом 1,1 л и весом всего 155г обернут титановой ветрозащитной фольгой |
Ужин состоял из гречки/кус-куса/картофельного пюре с маслом, сухими продуктами и чаем. В качестве ходового перекуса на перевалах использовались различные энергетические батончики из мюсли с разными наполнителями. Завтрак и ужин почти всегда готовились в палатках, для этого использовались кастрюли объемом 1-1,2л и горелки Fire Maple FMS 116T. Расход газа оказался сравнительно умеренным - чуть меньше 3х баллонов по 450г на группу из четверых человек на весь поход. Расход составил 25г<\b> на человека в день. Стоит отметить, что спирт легко купить в аптеках и больших магазинах в долинах. Спиртовки могли бы быть весьма эффективны при частом и регулярном заходе в цивилизацию.
Вода
На маршруте нет проблем с питьевой водой. Во всех общественных туалетах, кемпингах, рефьюжах, ресторанах и отелях, если это не сказано специально, водопроводная вода - питьевая. По крайней мере на территории Франции и Швейцарии законодательно требуется всей водопроводной воде быть питьевой. В некоторых случаях декларируется заранее, что вода не питьевая, в таком случае стоит специальная надпись.
Типичное предупреждение о том, что вода не питьевая |
Стоит помнить, что в горах ведется активное скотоводство и ни в коем случае нельзя пить воду из многочисленных ручьев. Мы видели много неприятных картин, когда приятный с виду ручеек протекал с ледника через неприятный коровник. В случае, если заведомо нет возможности добыть питьевой воды - воду необходимо кипятить и по возможности обеззараживать таблетками. Я для этих целей использую Aquamira, после которых вода немного отдает хлоркой как в бассейне. Наш опыт показал, что даже в такой жаркий год необходимо было носить с собой не более 1л на человека на целый день. Конечно, не стоит пренебрегать возможностью заправиться свежей питьевой водой, если есть возможность.
Немного о ночевках: кемпинги и рефьюжи
При планировании маршрута встал вопрос о возможностях ночевок в квази-цивилизованных условиях - с наличием горячего душа. Беглое изучение гайдбуков и специализированного ресурса про жилье на TMB доступных ресурсов позволило сделать простые выводы на этот счет:
- Кемпинги есть, расположены в крупных долинах или около известных курортов, ориентированы на автотуристов, стоимость ночевки в палатки минимальная, предлагаемый набор сервисов очень достойный;
- Рефьюжи расположены сравнительно высоко (от 1500-2500м), в сезон мест может на быть, стоимость ночевки в 2-3 раза дороже, чем в кемпинге, хотя в стоимость дополнительно входит ужин и завтрак, условия проживания более суровые, чем в кемпинге, но в плохую погоду это будет идеальное укрытие;
- В долинах также можно найти в крупных населенных пунктах отели и B&B, которые еще дороже по цене, чем рефьюжи, поэтому вообще не будем их рассматривать в качестве возможных альтернатив.
Итак, начнем с кемпингов.
Кемпинги в Европе - очень популярный и распространенный вид размещения не только активных туристов, но и менее решительных любителей природы. Общий перечень европейских кемпингов можно найти на специальном ресурсе ACSI . Всего на этом ресурсе зарегистрировано более 9900 кемпингов в Европе, включая Турцию. Каталог можно скачать и в виде мобильного приложения, что сильно упрощает процесс поиска подходящего кемпинга и бронирования во время поездки.
Кемпинги бывают разных размеров, но при этом более-менее одинаковы по ценам размещения и предоставляемому спектру услуг. Даже в сезон в кемпинге точно будет достаточно места на 1-2 палатки или тента. Кстати, разницы между типами укрытий делаются только, исходя из их вместимости, что позволяет ощутимо экономить при более плотном размещении. Обычно, в специально отведенной зоне разрешается разбивать палатки, есть общая зона для еды и готовки, души, туалеты, прачечные и даже игровые зоны для детей. В душах может быть установлен лимит на горячую воду, регулируемый жетонами или монетками. Как правило этот лимит или временной 3-5 минут за жетон (0,5 - 1 CHF) или же лимитируется объем горячей воды (10л за 1 CHF). Стоит быть очень внимательными, т.к. иногда душ может быть платным, а в умывальниках есть безлимитная горячая вода.
Практически всегда есть зона для зарядки электроники и бесплатный WiFi. Почти всегда на ресепшн есть магазин с небольшим выбором походной еды. Здесь же встречается и газ.
Стоимость размещения обычно 6-8 евро за человека и 5-10 евро за небольшую палатку. Таким образом в среднем ночевка на человека обходится в пределах 15 евро с учетом лимитированного душа. В небольших кемпингах вечером может уже не работать ресепшн и теоретически можно вставать на ночь бесплатно (если конечно выйти пораньше).
Мне очень нравится формат ночевки, предлагаемый в европейских кемпингах, и я по возможности буду стараться останавливаться именно в них, однако стоит рассказать подробнее и о рефьюжах.
Наиболее близки синоним рефьюжу на русском языке - коммерческий приют. Естественно, есть неплохой реестр многих европейских рефьюжей и хижин, а многие рефьюжи имеют собственные сайты и систему бронирования. В большинстве случаев в летний сезон в рефьюжах на TMB живет целая команда, которая принимает, кормит и обихаживает постояльцев, а в промежутках готовит дом к приему новой партии. Обычно в рефьюжах 30-50 мест в общих комнатах и, возможно, несколько отдельных номеров. Рефьюжи автономны в плане энергии и поэтому далеко не всегда в них есть горячая вода. В некоторые отдаленные от дорог рефьюжи забросить все необходимое можно только вертолетом или на вьючном транспорте. Этим и объясняется высокая стоимость проживания и кормежки. При этом в сезон надо бронировать место заранее и купить ужин без брони просто не получится.
Приятно, что смотрители всегда разрешают ставить палатки на некотором отдалении от строений и пользоваться источниками воды, туалетами и душами. Во всяком случае мы раза 3-4, ночуя около рефьюжа пользовались инфраструктурой совершенно безвозмездно.
В хорошую теплую погоду нет никаких оснований к выбору рефьюжей для ночевки, кроме как в целях оптимизации веса и полного отказа от палаток и спальников. Но такой вариант нам совершенно не был интересен.
Стоит отдельно упомянуть настоящие (в нашем понимании) приюты на пути в Церматт, которые стоят пустые, открытые и подготовленные но без хозяев. Мы ночевали, например, в таком чудесном месте как Refuge de la Barma.
Тем не менее, в плохую погоду любой из таких рефьюжей будет очень кстати для отдыха или экстренной ночевки. Во многих рефьюжах есть экстренное укрытие, открытое даже зимой.
Приведу краткую статистику по ночевкам:
- В кемпингах - 6 ночей
- В рефьюжах - 1 ночь
- Около рефьюжей с использованием инфраструктуры - 3 ночи
- В полевых условиях - 3 ночи
На TMB ночевок в полевых условиях не было.
- Кемпинги есть, расположены в крупных долинах или около известных курортов, ориентированы на автотуристов, стоимость ночевки в палатки минимальная, предлагаемый набор сервисов очень достойный;
- Рефьюжи расположены сравнительно высоко (от 1500-2500м), в сезон мест может на быть, стоимость ночевки в 2-3 раза дороже, чем в кемпинге, хотя в стоимость дополнительно входит ужин и завтрак, условия проживания более суровые, чем в кемпинге, но в плохую погоду это будет идеальное укрытие;
- В долинах также можно найти в крупных населенных пунктах отели и B&B, которые еще дороже по цене, чем рефьюжи, поэтому вообще не будем их рассматривать в качестве возможных альтернатив.
Итак, начнем с кемпингов.
Кемпинги в Европе - очень популярный и распространенный вид размещения не только активных туристов, но и менее решительных любителей природы. Общий перечень европейских кемпингов можно найти на специальном ресурсе ACSI . Всего на этом ресурсе зарегистрировано более 9900 кемпингов в Европе, включая Турцию. Каталог можно скачать и в виде мобильного приложения, что сильно упрощает процесс поиска подходящего кемпинга и бронирования во время поездки.
Кемпинги бывают разных размеров, но при этом более-менее одинаковы по ценам размещения и предоставляемому спектру услуг. Даже в сезон в кемпинге точно будет достаточно места на 1-2 палатки или тента. Кстати, разницы между типами укрытий делаются только, исходя из их вместимости, что позволяет ощутимо экономить при более плотном размещении. Обычно, в специально отведенной зоне разрешается разбивать палатки, есть общая зона для еды и готовки, души, туалеты, прачечные и даже игровые зоны для детей. В душах может быть установлен лимит на горячую воду, регулируемый жетонами или монетками. Как правило этот лимит или временной 3-5 минут за жетон (0,5 - 1 CHF) или же лимитируется объем горячей воды (10л за 1 CHF). Стоит быть очень внимательными, т.к. иногда душ может быть платным, а в умывальниках есть безлимитная горячая вода.
Типичная зона зарядки в кемпинге в Шамони |
Практически всегда есть зона для зарядки электроники и бесплатный WiFi. Почти всегда на ресепшн есть магазин с небольшим выбором походной еды. Здесь же встречается и газ.
Стоимость размещения обычно 6-8 евро за человека и 5-10 евро за небольшую палатку. Таким образом в среднем ночевка на человека обходится в пределах 15 евро с учетом лимитированного душа. В небольших кемпингах вечером может уже не работать ресепшн и теоретически можно вставать на ночь бесплатно (если конечно выйти пораньше).
Ночевка в кемпинге в Шампексе. Здесь хозяин выдает номерок на каждую палатку |
Мне очень нравится формат ночевки, предлагаемый в европейских кемпингах, и я по возможности буду стараться останавливаться именно в них, однако стоит рассказать подробнее и о рефьюжах.
Наиболее близки синоним рефьюжу на русском языке - коммерческий приют. Естественно, есть неплохой реестр многих европейских рефьюжей и хижин, а многие рефьюжи имеют собственные сайты и систему бронирования. В большинстве случаев в летний сезон в рефьюжах на TMB живет целая команда, которая принимает, кормит и обихаживает постояльцев, а в промежутках готовит дом к приему новой партии. Обычно в рефьюжах 30-50 мест в общих комнатах и, возможно, несколько отдельных номеров. Рефьюжи автономны в плане энергии и поэтому далеко не всегда в них есть горячая вода. В некоторые отдаленные от дорог рефьюжи забросить все необходимое можно только вертолетом или на вьючном транспорте. Этим и объясняется высокая стоимость проживания и кормежки. При этом в сезон надо бронировать место заранее и купить ужин без брони просто не получится.
Refuge of the Cross of Bonhomme |
Приятно, что смотрители всегда разрешают ставить палатки на некотором отдалении от строений и пользоваться источниками воды, туалетами и душами. Во всяком случае мы раза 3-4, ночуя около рефьюжа пользовались инфраструктурой совершенно безвозмездно.
В рефьюжах очень следят за чистотой и просят уличную обувь снимать при входе |
В хорошую теплую погоду нет никаких оснований к выбору рефьюжей для ночевки, кроме как в целях оптимизации веса и полного отказа от палаток и спальников. Но такой вариант нам совершенно не был интересен.
Стоит отдельно упомянуть настоящие (в нашем понимании) приюты на пути в Церматт, которые стоят пустые, открытые и подготовленные но без хозяев. Мы ночевали, например, в таком чудесном месте как Refuge de la Barma.
Refuge de La Barma |
Кухня приюта La Barma оборудована дровяной и газовой плитой, водяным насосом, посудой и множеством кухонных аксессуаров. |
Тем не менее, в плохую погоду любой из таких рефьюжей будет очень кстати для отдыха или экстренной ночевки. Во многих рефьюжах есть экстренное укрытие, открытое даже зимой.
Приведу краткую статистику по ночевкам:
- В кемпингах - 6 ночей
- В рефьюжах - 1 ночь
- Около рефьюжей с использованием инфраструктуры - 3 ночи
- В полевых условиях - 3 ночи
На TMB ночевок в полевых условиях не было.
"Дикая ночевка" под перевалом Col de Luive |
Снаряжение
Полный список снаряжения с моим личным снаряжением представлен здесь (ссыль).
В Женеве, Лозанне, Сьоне и других крупных городах легко найти магазины походного снаряжения, где можно закупить практически любой элемент экипировки карты, одежду, газ, спирт и другие сопутствующие товары. В Шамони, Курмайоре, Шампексе и других курортных деревеньках как правило возможно найти по крайней мере один такой магазин. Разумеется, оно будет весьма дорогое (особенно в Швейцарии). Ассортимент весьма широк, но в, основном, широко представлена одежда и снаряга для альпинизма. Конечно, может повезти со скидками, но обнадеживать себя не стоит.
Ну и чтобы не забыть:
- В ремнабор включить уплотнительное кольцо для горелки FMS.
- Переходник под цанговые баллоны лучше иметь.
- Спиртовку и подставку под котелок брать всегда как резерв.
- Продумать крепление на земле трек-палок, чтобы палатка не прогибалась.
- Всегда иметь 1-2 банки для масла, замачивания гречки, ягод и т.п.
- Больше упаковочных мешков (для еды, грязного, непредвиденных дел). ПЭ легче, но силиконовые удобнее. Желательно иметь непромокаемые.
- Зажигалку хранить в мешочке для горелки всегда, иметь мелкую запаску или спички в ремнаборе. Иметь 1-2 таблетки сухого горючего в ремнаборе
- Аптечку составлять без оглядки на заходы в цивилизацию особенно по таблеткам.
- Иметь 100мл емкость для жидкого мыла или геля (набирать в цивилизации)
- Фольга титановая подходит по высоте только для 230мл баллонов. Заменить в случае газа на кусок фольгированной пенки под ноги 80см
- Иметь удобную прихватку для готовки, сеточка от кастрюли не очень удобна, а рабочие перчатки занимают много места.
- Проверять агрессивно и заранее всю электронику, включая оффлайн карты!!!
- Не использовать кабели, отличные от apple, иметь резерв!!!!
- Не лениться заряжать аккумулятор на солнце утром, в обед, вечером и на остановках. В активном режиме эффективность зарядки слабая.
- Солнечная панель в условиях дискретной цивилизации не нужна. Лучше иметь аккумулятор 20000 на всех. По весу лучше и удобнее!
TMB :
Официальный сайт TMB, возможность букирования размещения в рефьюжах
Коммерческие туры по TMB, много полезной информации
- Chamonix to Zermatt: The Classic Walker's Haute Route, by Kev Raynolds
- Tour of Mont Blanc: Complete two-way trekking guide, by Kev Raynolds
- Walking in the Valais: 120 Walks and Treks, by Kev Raynolds
- The Swiss Alps (World Mountain Ranges), by Kev Raynolds
- 100 Hut Walks in the Alps: Routes for day and multi-day walks
Отчеты
- Отчет Шамони - Церматт 2005
- Отчеты Рика и Ярослава 2009
- Отчет Шамони - Церматт 2013, много карт, схем, фотографий и полезностей
- Страничка wiki c онлайн картами по всему миру
- Switzerland Mobility - растровые карты Швейцарии до 1:10000
- Портал map.geo.admin.ch: растровые карты всех маштабов, можно сохранять в pdf
- Топографические карты IGM Франции
- Карты Италии от Питера Роббинса
- Колоссальная подборка оффлайн топокарт со всего мира, много Европы
Кемпинги и рефьюги
No comments:
Post a Comment