Monday 28 December 2015

Альпы 2015. Дневник похода

Техническая часть отчета представлена здесь. Данный текст написан по дневнику и сопровожден дополнительными ссылками.

1.08.15 Суббота
Выехал в Домодедово в 2 ночи на Uber, добрался очень шустро. Встретил ребят на регистрации и мы быстро запаковались и сдали рюкзаки. Вес у всех порядка 13 кило.
Старт в Домодедово

Довольно долго тупили на паспортном контроле. Засели удачно в самолет, удалось даже немного поспать. Кормят по сравнению с Аэрофлотом вполне неплохо. Пересадка в Вене была удобная, паспорта штампуют без разбора. Парней зацепила продавщица косметики и пыталась им втюхать крем для рук. Самолет на Женеву небольшой и узкофюзеляжный. Поесть дают только пирожок. В Женеве получили багаж, получили бесплатные билеты на поезд и приехали на вокзал. Побежали под моросящий дождиком с Андрюхой до магазина с газом. Подозрительно мало людей на улицах и все закрыто - в итоге выяснилось, что сегодня праздник и все закрыто. Пока шли обратно, я позвонил в кемпинг в Мартиньи, но там газа купить тоже нельзя, поэтому решили ехать в Шамони и закладку не делать вовсе. Я поехал встречать Гульмиру в аэропорт, а парни остались на вокзале. В аэропорте прошелся по магазинам и разведал автобус до Шамони за 30 евро с носа. Встретил Гульмиру и мы вместе вернулись к ребятам.  Решили ехать автобусом в Шамони из аэропорта, т.к. других вариантов из города найти не удалось почему-то.  В итоге вернулись в аэропорт опять ))). Сели на маршрутку до шамони и поехали через город по красивой дороге. Погода сырая, моросит дождь и прохладно. В Шамони быстро нашли хороший кемпинг Les Arolles и встали в нем на неплохой стоянке.
Наш первый лагерь в кемпинге. Наши пирамидки резко выделяются на общем фоне. У меня MLD Duomid, а у парней реплика от Легковеса.

Встречаются и более оригинальные укрытия

Из кемпинга хорошо видны северные отроги Монблана
Дерут за постой умеренно 10-15 евро за ночь в зависимости от размера палатки. Дождит, сходили с Андрюхой за газом в городок - очень попсовое место. Купили два больших баллона. Все довольно дорого, но выбор очень богатый. Видели канатки на обеих сторонах долины - стоят дорого. Пока мы ходили, Гульмира и Ваня под дождем нашли место для лагеря и познакомились с парой из Москвы - альпинисты Игорь и Даша. Они нас угощали колбасками и сыром с вином. Живут тут уже вторую неделю. Хотели залезть на Монблан, но не получилось. Рассказали, что где-то высоко под вершиной Монблана был камнепад и погибли туристы - в итоге этот маршрут временно закрыт спасателями. Легли спать рано под дождем - сыро и прохладно. Завтра стартуем из поселка Ле Зуш. Ваня и Андрюха успели сгонять в город и поесть в местной пиццерии.

2.08.2015 Воскресенье
Погода хорошая с утра - тепло! Поели овсянки, собрались и лениво выползли в 11 в сторону остановки. У хозяина кемпинга получили бесплатные билеты на автобус, которые позволяют ездить по долине Шамони.  Подъехали на автобусе примерно 6 км до старта в деревушке Лё Зуш и зашли в магаз за подарком Андрюхе. Купили сыр и салями.
На старте
Старт в гору с большими рюкзаками очень тяжелый к тому же жарко - достал зонтик. Хотели отдохнуть под навесом у небольшого шале, но бдительные хозяин нас прогнал. Виды с подъема очень красивые - вся долина как на ладони и хорошо просматриваются северные отроги Монблана и даже вершина.
Вид на долину Шамони и Лё Зуш

Тихонько забрались почти на перевал и устроили обед за ресторанчиком у станции канатки. Варили суп из моей смеси сухих овощей и паутинки, а ребята делают только чай с сухим перекусом.

С водой проблем нет. Немного пообщались с итальянскими туристами, которые загорали рядом с нами. За обед просушили палатки. Довольно быстро забрались после обеда по дороге на невыразительный перевал Col de Voza (1653м). Дорога идет вдоль горнолыжных трасс различной сложности. На широкой седловине находится станция горного трамвая и туалет. Трамвай позволяет заехать из долины реки L`Aroe из деревни Le Fayet в Nid d`Aigle Le Faye на высоту 2372м.
Уклон железнодорожного полотна впечатляет. На этой секции трамвай использует дополнительное зубчатое колесо для сцепления с полотном.

Спуск в следующую долину идет через приятное ущелье мощного ручья. Прошли небольшую деревушку Bionnassy с красивой часовней, видели небольшую отару овец и смешных вьючных осликов.
Крыши здесь до сих пор покрывают шифером из природного сланца

После спуска в долину мощного ручья, ручью тропа идет по красивому лесу с окультуренной тропой к деревушке Le Champel, где мы отдыхали у источника.

Типичная альпийская дача эконом класса

Шли довольно долго по долине вдоль реки Le Bon Nant по относительной цивилизации и усталые приползли в большой кемпинг за Les Contamines. По дороге встретили группу туристов из Шотландии с огромными рюкзаками. Гульмира очень устала и мы отстали от ребят. Долго искали вход в кемпинг и обходили забор. В итоге ресепшн был уже закрыт и мы в стали в углу без оплаты.
Стоянка в кемпинге Les Contamines
Сходили в отличный душ и устроили  празднование дня рождения Андрюхи с вином под звездами. Мы засели рядом с палатками за небольшим столиком, однако под соседним домиком на колесах сидела собака, которая в конце концов решила нас прогнать. За день прошли порядка 30км и весьма устали.

3.08.2015 Понедельник
Ночью было тепло. С утра хорошая погода. Постарались встать пораньше и быстро позавтракать. Нашли калитку в заборе рядом с нами и выступили вверх по долине. Сначала тропа идет через кемпинг и парк отдыха, проходит мимо естественного скалодрома и гольф клуба. Лес вокруг очень красивый и тропа выводит к красивой церкви Notre-Dame-de-la-Gorge конца 17 - начала 18 века. Рядом интересная выставка фотографий.

Дальше тропа резко набирает уклон и поднимается вдоль ручья. По дороге осмотрели с Гульмирой небольшой водопад в ущелье. Я даже немного полазил по скалам.

Парни ждали нас у каменного моста над еще более высоким водопадом. Тропа выходит из леса и идет на перевал. Весь путь подъема хорошо виден. Очень жарко, идем под зонтиками. По дороге отдыхали у колодца с небольшим купанием.
Такие колоды-поилки очень часто встречаются в Альпах. Удобно, долговечно и практично.

Обед устроили у ресторана-рефьюга La Balme 1706m. На солнце просушили все вещи, сварили суп, отлично отдохнули. После обеда начался тяжелый подъем на перевал Col du Bonhomme 2329m.

Гульмире с непривычки тяжело и она сильно отстала на подъеме, но геройски поднялась на седловину. На перевале небольшая хижина на случай плохой погоды.
Седловина  Col du Bonhomme и хижина

Народа очень много, в основном все идут по тропе или однодневный маршрут. Много велосипедистов. Пока Гульмира отдыхала у хижины, прямо над седловиной бесшумно пролетел очень элегантный планер.
Планер фантастически органичен в таких декорациях. Очень захотелось попробовать этот вид спорта.

Наш первый серьезный перевал
Дальше тропа идет траверсом по хребту с небольшим подъемом через скалы на второй за день перевал Col de la Croix du Bonhomme 2483m.

Шли вместе с ребятами из Люксембурга, немного болтали с ними. Вдалеке с тропы хорошо видно большое водохранилище. Второй перевал за день прошли сравнительно легко и быстро спустились в рефьюж de la Croix du Bonhomme 2443м.
Тур на перевале de la Croix du Bonhomme

Рефьюж de la Croix du Bonhomme
Мест внутри свободных здесь уже нет, зато можно встать чуть ниже по склону на отличной полянке. На гребне ходят горные козлы и дерутся рогами - очень живописное зрелище.

Очередная фотография в стиле "А из нашего окна"

Пользуясь большим наплывом гостей, мы нелегально помылись в безлимитном горячем душе. Там я неудачно забыл гель для душа и мы его больше не видели. Очень красивый закат и тихий вечер. На нашей высоте порядка 2400м уже заметно прохладно вечером. Варим на ужин замоченную гречку - газ расходуется очень экономно.

4.08.2015 Вторник
Встали довольно поздно и сильно прокопались со сборами. Умывались и чистили зубы в рефьюге остатками теплой воды. Были отруганы персоналом за несанкционированную попытку выбросить мусор. Они переживают, что все необходимое им надо поднимать из долины на себе, а еще и выносить за туристов мусор они не собираются. Готовили завтрак рядом с рефьюгом на столике. Общались с маленьким французским туристом и его отцом. Наблюдали как персонал готовит дом для новых постояльцев. Судя по всему электричество здесь от газового генератора. Он же греет воду. Что-то получается от маленького ветряка и небольшой солнечной панельки. Персонал - 5-6 человек, в основном студенты, которые работают здесь целый сезон. Также в команде один немолодой человек, который активно участвует в доставке необходимого из долины. При нас он отправился с молодым парнем вниз с пустыми пивными бочонками.
В такой переноске можно нести 20л пива. И так каждый день целый сезон - вниз пустой и наверх полный. А к утру опять пива нет.
Утро пасмурное и прохладное. После завтрака вернулись на ближайший перевал и траверсом полезли по хребту на более высокий перевал. Перед перевалом интересный рельеф и скалы. Сама седловина находится на стыке скальной и осадочной породы - очень необычно.
Седловина служит естественной границей двух разных геологических структур - никогда такого контраста еще не видел.

На перевале Col des Fours - это самая высокая точка маршрута ТМВ: 2665м. Вдалеке уже виден перевал Col de la Seigne 2516, за которым уже Италия.
Погода заметно ухудшается, скоро пойдет дождь. Мы торопимся спуститься в долину под накрапывающим дождем -  одели дождезащиту пончо. На спуске нас обогнал трактор с местной коровьей фермы. Впервые встретили здешних коров.

Обед устроили у общественного туалета в долине в деревушке Ville des Glaciers 1789m рядом с памятником героям французского сопротивления.

Отсюда очень хорошо виден подъем на перевал Col de la Seigne 2516 с франко-итальянской границей, мощный ледник Glacier de Tre la Tete и капитальный рефьюг Les Mottets 1870m под ним. На обеде получили в подарок помидор от бравых французских парней.

Ледник сильно отступил за последние годы, но все равно очень живописен
Подъем к рефьюгу Les Mottets несложный, сделали радиалку для заправки водой, встретили двух русско-говорящих ребят из Израиля. У рефьюга пасутся смешной жеребенок с красивой лошадью и ослик.
Здесь начинается крутой подъем на перевал по серпантину. Погода проясняется и вылезает солнце. Ребята отрываются от нас, а мы с Гульмирой потихонечку поднимаемся по дороге мимо красивого водопада к перевалу.

Здесь проходит граница Франции и Италии. Седловина широкая - здесь гуляет очень холодный сильный ветер. Гульмира устала и прилегла отдохнуть на коврике.
Тур отмечает границу между Францией и Италией. Паспорта не проверяют J

В солнечной Италии

Спуск в Италию очень крутой, но по хорошей тропе. Проходим уютный домик-обсерваторию. Очень хотелось бы остаться здесь ночевать, но, увы, все закрыто.

В обсерватории есть открытое помещение на случай непогоды.
Спускаемся мимо небольшой коровьей передвижной фермы к Rufugio Elizabetta под очень суровым ледником Glacier de la Lee Blanche.
Итальянские коровы очень дружелюбны
Здесь уже стоит несколько палаток, но на продуваемой сырой поляне вставать не хочется. В итоге мы поставили свою пирамидку около небольшой часовни, а ребята встали в 100м от нас на пригорке у заброшенной фермы со странными предупреждениями.
Надпись предупреждает, что здание небезопасно и приближаться не стоит. Но кого это может остановить :)

Рядом стоит палатка двух австралиек. Наши ребята пошли на разведку в рефьюг, а мы готовили ужин и прятались от адского ветра и холода - хорошо, что мы поставили тент за пригорком.
Вечером с ледника дует очень сильный и холодный ветер.
Разведка показала, что в рефьюге мытья горячей водой удобного нет - забили подниматься, т.к. удобный источник воды есть на дороге в 50м от нашей палатки. Завтра нам предстоит легкий спуск в Курмайор к цивилизации.

5.08.2015 Среда
Хорошее утро с ярким итальянским солнцем - ставим заряжаться электронику. Опять долго собираемся, завтракаем, я сгонял в  рефьюг в туалет.

За холмом не так дует и мы отлично выспались. Наверху хорошо виден рефьюж Елизаветта.
Мимо нас бодро идут все, кто ночевал в рефьюге. В основном у всех маленькие легкие рюкзачки. Отстал от наших, т.к. не мог найти свой кошелек и вынужденно перетряхивал весь рюкзак. Дорога спускается красивым серпантином мимо большого снежника у ручья, который я спустился разведать. Ваня сказал, что он похож на пломбир с шоколадной крошкой.

Любуемся красивейшим водопадом с ледника, куда можно было бы подняться, но нам лень.

Дорога с хорошим покрытием идет по долине ручья мимо небольшого запруженного озера.

Напротив нас приятный рефьюг под мореной ледника Glacier du Miage. Есть возможность продолжить спуск по дороге в Курмайор, а можно, пользуясь хорошей погодой подняться на правый борт долины за красивыми видами к квазиперевалу Col Chercroit 1956m. Выбираем более тяжелый вариант и лезем опять в гору мимо старых ферм и большого стада коров. Обгоняем знакомых автралиек - они сильно подустали тащиться на жаре и с завистью смотрят на наши зонтики.

Коровы огорожены переносной оградой с электрозащитой. Питание реализовано через мощный аккумулятор с солнечной панелькой. На номинальном перевале Col Chercroit, где отличная смотровая площадка отдыхаем и общаемся с местными жителями. Пожилая пара живо интересуется у Гульмиры откуда она родом и демонстрируют познания про Казахстан. Наши зонтики привлекают внимание почти всех туристов. Многие спрашивают не из Японии ли мы, что у нас за зонтики, легкие ли и т.п.

Тропа полого спускается к очередному рефьюгу-ресторану Refugio Maison Vieille у горнолыжной трассы и канатки. Здесь много людей и мы заправляемся водой и идем к канатке. За 15евро с носа можно комфортно и быстро спуститься в Курмайор о одной пересадкой. На пересадке - отличный туалет. Вторая очередь - это уже закрытый вагончик на четверых.
Канатка намного приятней спуска по жаре в город.
От конца канатки идем 10 минут в центр города к автобусной станции. Здесь хороший источник воды и туалет. В долине ужасно жарко - под 30. Солнце очень утомляет, поэтому ищем закрытое место для отдыха и перекуса. Довольно быстро нашли дешевую кулинарию поблизости, магазин, сырную лавку. Сразу устроили разнузданное обжиралово в теньке.

Довольно быстро решили сегодня остановиться в ближайшем кемпинге, где продолжить пир духа. Закусили мороженым в центре города. Закупили много еды и сели на автобус до местечка со смешным названием Planpincieux.
Рацион на ближайшие 2 дня - добавили сливочное масло, арахисовую пасту, джем и прочие вкусности.

По дороге проехали поворот в тоннель под Монбланом длиной более 11 километров, который был открыт в 1965 году и соединяет долину Шамони и Курмайор. В "Планпинсюке" мы встали в кемпинге Grandes Jourasses, который стоит в долине реки Doire du Val Ferret. Здесь много людей, есть интернет, свой маленький ресторанчик и магазин, но душ за жетоны по 10л горячей воды за 50 центов. Гульмире еле хватило 3х жетонов, а Ваня справился и с одним жетоном. Вечером продолжили пир духа с пиццей, вином и прочими вкусностями.
Настоящий пир духа
Продолжилось празднование прыганьем на большом батуте. Все в отличном настроении и очень бодры. Вечер теплый и ясный - очень красивые звезды. Завтра рассчитываем залезть под пограничный перевал.

6.08.2015 Четверг
Утром быстро позавтракали и собрались. Погода хорошая - тепло и солнечно. Перешли речку по мостику и вышли на маркированную тропу с резким подъемом на орографически левый борт долины. Довольно быстро вышли на набитую тропу, которая идет траверсом - мы ее приняли за TMB. С тропы открывается изумительный вид на на массив Монблана.

Черника в этом году особенно уродилась
Вдоль тропы много черники и мы останавливаемся ее как следует поесть. Мимо идет пожилая местная жительница, которая в разговоре признается, что очень любит Путина. Тропа понемного набирает высоту и выходит к рефьюге Alpino Walter Bonatti в честь известного итальянского альпиниста. Отличное место для обеда. Здесь очень много людей - шумно и весело. Готовим на обед пасту и отдыхаем. В горшке здесь растут приятные эдельвейсы. Гульмира заказывает в баре горячий шоколад и мы осматриваем внутреннее помещение. Выясняется, что Walter Bonatti совершил первопрохождение массива Гранд-Жорас недалеко отсюда. На стенах висит много крутых фотографий 50х годов.
Обед в рефьюге Bonatti

Дежурные фоты в стиле "Я турист"

Фотографируемся на фоне четырехтысячников и выступаем дальше. К сожалению, тропы для траверса к рефьюжу  Elena и перевалу Grand Col Ferret нет, т.к на пути надо преодолеть глубокое ущелье левого притока Doire du Val Ferret. Из-за этого основная тропа ТМВ вынужденно идет на спуск в долину и почти сразу начинается крутой подъем к рефьюгу Elena. Идем довольно шустро - неплохо прокачались.

Проходим мимо фермы, из которой течет навозный ручей, впадающий в основной исток реки. Убеждаемся, что пить сырую воду вне цивилизации нельзя. Первый раз на подъеме идем все вместе. У рефьюги нет официально одобренных мест под палатки. Мы пытаемся встать на огороженной для скота полянке за домом, но нас сгоняет работница рефьюга, пугая утренним проходом коров. Тут Гульмира ловко находит отличный пятачок за рефьюгом у дороги. Ребята же прокопались и отчаявшийсь найти местечко под палатку вынужденно заселились в рефьюг за 20 евро с носа без ужина.
Желтые метки ТМВ стоят очень часто - заблудиться очень тяжело. На других тропах такой частой маркировки не увидишь

Дует с ледника Glacier de Pre de Bard очень сильно, но мы хорошо закрыты холмом. После ужина решили сходить к ребятам в гости и воспользоваться дармовым душем. В итоге мы запоздали и горячей воды уже не было. Особенно горевала Гульмира, т.к. никак не ожидала такой подлости. В холодной воде успели постирать часть вещей с надеждой просушить их до завтрашнего утра. Вернулись к себе в палатку уже в сумерках. Рядом с нами стоят 3 палатки группы евреев ортодоксов. У Андрюхи проблемы с животом - сильное расстройство. Он несколько приуныл. Подозревает, что отравился колбасой. К счастью, в нашем рационе колбас нет. Я очень доволен покупкой арахисового и сливочного масла - очень хорошо идет.

7.08.2015 Пятница
Утром стараемся выйти пораньше, пользуясь прохладой, но пропускаем почти всех обитателей рефьюги. Зато все вещи подсохли и их можно надеть. Подъем на перевал Grand Col Ferret с итало-швейцарской границей крутой, но несложный. Идем уже не так вяло, хотя и отстаем от наших передовиков.

Внизу хорошо виден рефьюж Елена
На перевале долго фотографируемся и прощаемся с Италией. С гребня хорошо виден соседний перевал. Возле тура висит предупреждение, что где-то здесь водятся злые пастушьи собаки - немного тушуемся.

На итало-швейцарской границе происшествий нет

Это уже швейцарская сторона. Тут и дышится по-другому :)

Спускаемся по хорошей тропе в долину Drance de Ferret. Никаких собак не видно и мы весело спускаемся к ближайшему рефьюгу La Peule, где недолго отдыхаем в теньке. от яркого солнца. Рядом с домиком стоит довольно большая юрта, где явно можно ночевать.

Спускаемся к реке Drance de Ferret и переходим реку по мосту. На обед встаем в ресторанчике Les Ars Dessous. Покупаем очень вкусный замороженный йогурт за 1.5 франка и долго отдыхаем.  Андрюха мучается с животом и ничего не ест. Надо поскорей добраться до Шампекса, чтобы там он поправился. По адской жаре спускаемся вниз вдоль реки по долине через красивый лес к автобусу в деревне La Fouly.

В Швейцарии повсюду национальная символика.
Ждать автобус не хочется, шлепать 10 км до подъема в Шампекс тоже и мы решаем стопить на автобусной остановке. Цель - добраться до кемпинга в Шампексе.  Разделяемся на пары, Ваня быстро ловит попутку и они с Андрюхой уезжают. Мы же еще по крайней мере полчаса ждем и удачно ловим микроавтобус до поворота на Шампекс. Водитель - орнитолог любитель из Канады, который живет здесь уже несколько лет. Он только что вернулся из экспедиции с Чукотки - приятный парень. Очень радовался низкому курсу рубля во время его поездки. Вылезаем на повороте к Шампексу и почти сразу стопим машину с  семьей с двумя детьми. Чтобы нас посадить, мама запихивает одного из детей в багажнике и мы весело едем по серпантину в Шампекс. Нам показывают по дороге хороший открытый бассейн, озеро, центр города с магазинами и привозят к кемпингу в Шампексе. Почти сразу встречаем наших ребят, которые только что приехали. Рядом ставят палатку наши знакомые австралийки и шотландцы. Полно людей и много машин, кемпинг очень уютный, а горячая вода безлимитная. Чего еще пожелать дальноходу.

Ставим палатки и идем купаться на озеро -  вода холодная, но освежает. Я глупо натер ноги мокрыми галошами. Андрюха плохо себя чувствует и остался в лагере активно поправлять здоровье лекарствами. Пока мы разбирали вещи и мылись, Ваня познакомился с русской семьей с тремя детьми.  Младшей дочке около года. Очень приветливые люди - позвали нас на концерт в местную церковь. Удается немного послушать музыку и даже поучаствовать в местном фуршете.

Идем все вместе домой, общаемся про походы и московские турклубы. Решили завтра устроить дневку, мытье и стирку, праздновать день рождения Гульмиры, а Андрюхе лечить живот.

8.08.2015 Суббота
У Гульмиры день рождения - вручили ей подари.
Лучший подарок дальноходу - шоколад и варенье.
Попрощались с новыми  друзьями - они едут в сторону Курмайора. После завтрака и стирки пошли изучать Шампекс. Посидели на озере, нашли интересный бункер с действующей горной пушкой, дошли до бассейна.

Решили тут искупаться, но ребята почему-то отказались, а мы часа полтора поплавали. Бассейн отличный, есть даже натянутый трос для хождения над водой. Очень весело провели время и хорошо отдохнули. Несмотря на облака, в итоге я умудрился сгореть, но мы это узнали только вечером. Под конец встретили странного немолодого дядечку в женском купальнике. Нас это шокирует, но почему-то остальных посетителей мужик вообще не заботит.

Успели вернуться на базу до дождя, зайдя за праздничными вкусняшками в магаз. Особенно всех привлекают свежие багеты. Ваня, тем временем, собрал чернику в соседнем лесу. Устраиваем праздничный ужин под навесом с вином и свежими продуктами. Заметно похолодало, зато все постиранное высохло и не промокло.

Смотрим по карте путь в Церматт. Общаемся с пожилым туристом, который убеждает нас, что мы заведомо не успеем.  Нам это пока не совсем очевидно. У нас мало газа, рассчитываем на местный дорогой магазин. Довольно долго сидим и обсуждаем планы на вторую часть похода, смотрим  карты и описание. Выяснилось, что Гульмира потеряла свои треккинговые носки где-то в районе ночевки у рефьюга Elena.

9.08.2015 Воскресенье
Дождик и сырость с утра. На завтрак приготовил удачную овсянку с нектаринами.  Копались со сборами и вышли опять поздно. Зато хитрый Ваня добыл оставленный кем-то из туристов почти полный баллон. Мы так обрадовались, что даже не удосужились проверить его формат - а зря. Идем по тропе  на спуск в долину, из которой мы приехали два дня назад. Очень сыро и идет мелкий дождь. Я тестирую дождевую юбку - впечатления смешанные.

Обедаем в небольшом городке Sembrancher на единственной площади у фонтанчика на скамеечке. Здесь выяснилось, что баллон Ваня подрезал другого формата без резьбы и воспользоваться мы им не сможем.

После обеда мы долго ищем тропу в сторону деревни Le Chable, но нам помогает местный житель. Идем вдоль реки по красивой лесной дороге. Смотрим интересные информационные плакаты. У деревни встречаем парня с косяком, который нам показывает самый короткий путь. У Андрюхи продолжаются проблемы с животом, а лекарств больше нет и он категорически не хочет сегодня подниматься в сторону курорта Verbier. Ему нужно лекарство, которое мы явно сможем купить только в деревне завтра. Становится понятно, что мы должны ночевать где-то рядом с деревней, но кемпинга тут нет. Думаем, а не проехать ли по трассе стопом до следующего кемпинга в деревне Champsec. Стопим в деревне под дождиком без результата, потом выходим на трассу, но и там стоп нам не удается. Пытаемся найти стоянку у шоссе, при этом Гульмира волнуется и требует хорошей стоянки с водой, аргументируя это тем, что она - девочка. В итоге шустрый Ваня находит компромиссное местечко для палаток на горке рядом со школой. Мы стоим не очень далеко от источника воды на трассе. Также в шаговой доступности туалет на ж.д. вокзале, где есть питьевая вода. Ставим лагерь среди противных рыжих слизняков под дождиком. Сырость и холод - ужинаем впотьмах.

10.08.2015 Понедельник
Почти всю ночь шел дождь. Утром ужасно сыро и промозгло. Брюхоногие атакуют! Представители вида Arion rufus осаждали нашу палатку и числом порядка 15 прорвались под тент, облепив наши кроссовки, рюкзаки. Один наиболее проворный экземпляр даже заполз на коврик Гульмиры, вызвав бурю возмущения. К счастью Гульмира не успела надеть линзы и не смогла в полной мере оценить причиненный нам ущерб. Мы быстро собрались и дошли до ж.д. вокзала, где устроили завтрак в ожидании открытия аптеки и магазинов. У нас очень мало газа и необходимо его найти в деревеньке, иначе будут проблемы. Довольно долго завтракаем, умываемся в привокзальном туалете, просушиваем палатки. Андрюха купил лекарство и заметно повеселел. Сходили в магазин и закупили еды на 2-3 дня - газа там нет.

После разведки нашли с Ваней хозяйственный магазин, где оставили ненужный газовый баллон из Шампекса и купили дорогой резьбовой баллон 450мл, которого по нашим расчетам должно хватить до конца похода. Солнце очень жаркое и мы начинаем суровый подъем через деревню. Довольно легко забрались к часовне в местечке Les Verneys (1120m) , где устроили обед. Здесь отличный источник и бесплатный туалет в соседнем здании. Дальше идет подъем по серпантину через лес, минуя дачные домики. По дороге нам встретился незапертый экскаватор с ключами в зажигании.
На тракторе был замечен очень странный герб - мы терялись в догадках кому бы он мог принадлежать.

Были идеи использовать его для подъема, но потом решили, что разумнее его не трогать. Гульмире тяжело подниматься и добрый Ваня взял у нее рюкзак для серьезной прокачки. В итоге он нес два рюкзака пару километров, пока не начался ну уж очень суровый подъем.  Постепенно дорога превращается в тропу и поднимается через красивый хвойный лес, выходя из него в зону альпийских лугов.

Здесь идет траверсом грунтовка, по которой можно легко дойти до канатной станции La Chaux (2266m). Отсюда хорошо виден рефьюг Cabane du Mont Fort, но к нему подниматься нам не нужно, так как сеть удобный траверс до следующего перевала Col Termin (2648m). За день набрали больше 1400 метров и сильно устали - надо уже искать место для стоянки. Проходим коровник, где есть источник воды, пытаемся найти площадку под палатки и неожиданно находим отличное место у последней канатной станции до пика Монфор 3329m.

Здесь даже есть уличный умывальник с горячей водой и столик на смотровой площадке. Ужинаем, моемся и фотографируем живописные окрестности. У меня сильно болят сгоревшие на дневке плечи, сходит кожа. Очень больно надевать и снимать рюкзак. Гульмира под руководством Андрюхи промывает ожоги хлоргексидином и мажет каким-то чудо-кремом. Недалеко видны какие-то странные входы не то в тоннели, не то в штольни. Вечером прохладно, ложимся спать рано, поскольку все очень устали. Со стоянки открывается фантастический вид на массив Grand Combin с четырехтысячными вершинами.
Ужин после тяжелого подъема

11.08.2015 Вторник
Утром по глупости пошли в сторону рефьюга Cabane du Mont Fort, но в итоге вернулись практически на место ночевки на правильную тропу.

Сходили на разведку тоннелей - выяснилось, что это часть водосборной системы. Пока мы разведываем, Гульмира спокойно ждет нас под зонтиком. По жаре долго поднимались на перевал Col Termin 2648m, который очень хорошо виден издалека между двумя острыми вершинами. Видимо, мы используем не самую правильную тропу, т.к. на ней нет меток. В итоге подрезаем основную тропу недалеко от самого перевала. Проходим участок со свежими следами обвала и предупредительными знаками. В наиболее сложных местах уже провешены цепи для страховки.

На перевале встречаем группу легкоходов с предводителем, у которого такой же зонт как и у нас. С перевала красивый вид на озеро Lac de Louvie 2214m, но к сожалению нам надо траверсом хребта подняться на следующий перевал Col de Louvie 2921m. Жарко и нет источников воды, у нас запасы воды на исходе и обед мы вынужденно делаем без готовки, поедая батончики и хлебцы. Перед финальным подъемом на перевал Col de Louvie проходим мимо ручья, который вытекает из маленького озерца Lac du Pt Mont Fort, расположенного на южном склоне пика Монфор. Само озеро не видно с тропы, зато можно набрать воды. Я чуть не дождавшись пересечения с ручьем спускаюсь к ручью за водой.

Над долиной летает вертолет, подолгу зависая над ледниками. На всякий случай используем таблетки для обеззараживания. Гульмира очень устает от подъема и на перевале Андрюха подкармливает ее фруктозой.  За седловиной спрятался большой снежник, рядом стоит палатка туристов, которые спустились с пика, но явной тропы не видно, наоборот, кругом суровые скалы. На пик забирается канатная дорога и расположена большая станция и смотровая площадка. Говорят, что с вершины виден даже Маттерхорн.

Спускаемся в долину ледника Grand Desert через неприятные курумники. Ясно, что на последний перевал Col de Prafleuri 2987m мы сегодня не успеем и надо искать хорошее место для стоянки, т.к. может быть довольно холодно и ветрено. Я издалека углядел небольшой песчаный пятачок практически под ледником. На месте выяснилось, что до воды тут близко и место очень неплохое.

За полчаса я построил хорошую ветрозащитную стену со стороны ледника, чтобы нас не сдуло. Ребята последовали моему примеру и укрепили свою палатку. Воду набирали прямо из-под ледника. Из-за безжизненного пейзажа мы назвали место ночевки Долиной Смерти. Перед сном долго обсуждали водятся ли тут йети и чем они питаются. Вечер сравнительно теплый - нам везет.

12.08.2015 Среда
Встали рано и бодренько пошли на самый высокий перевал на маршруте. Легко перебрели ручей из-под ледника, нашли маркировку и полезли наверх. Встретили местного туриста, который бодренько спускался с перевала.

На подъеме прошли мимо красивых каровых озер, странных скал и языков ледника, который явно активно тает под воздействием солнца. Перед перевалом на гребне встретили большое стадо горных козлов. Они не боятся людей и дают подойти поближе для фотографирования.
На подъеме проходим один квазисложный участок спуска через скалы.

Сам перевал Col de Prafleuri 2987m - очень узкая седловина между двумя высокими вершинами за 3000м. Сначала хотели забраться на одну из них, но испугались сложного рельефа. На перевале встретились с группой из Бельгии.

Погода отличная и мы спускаемся в долину довольно легко. Из-за жаркого лета ледниковый ручей затопил плоскую часть долины и перейти ее с сухими ногами не очень просто.

Андрюха и Ваня как-то перебрались, а Гульмиру я переносил в сложном месте на закорках. Дальше путь идет по грунтовке между странных следов древних строительных работ. То ли тут камни добывали, то ли собирались плотину строить. Добегаем до большого рефьюга Cabane de Prafleuri 2657m, где спокойно обедаем и просушиваем палатки. Местные ослики выпрашивают печенки - приманиваем их для фотографирования.

Дальнейший путь идет вниз по долине, переваливает через правый борт и спускается к огромной дамбе Barrage de la Grande Dixence водохранилища Lac De Dix. Спускаемся на плотину, бросаем рюкзаки и осматриваемся. Видим много интересных информационных щитов с детальным описанием проекта - все очень интересно и познавательно. Масштабы проделанной работы впечатляют. Дальнейший путь идет вдоль западного берега водохранилище по грунтовке через тоннели. Виды на водохранилище очень красивые - впечатляет водопад на восточном берегу из тоннеля. На дороге много информационных стендов в виде больших книг.

Изучая одну из них, по ошибке больно прищемили палец Гульмире. Еще два часа пути и мы бы дошли до конца озера и начали подъем к перевалу,  но на южном берегу на карте не видно мест для стоянок, а рядом находится отличный рефьюг De La Barma на высоте 2458м. К этому рефьюгу идет тропа через перевал Col des Roux 2804m прямиком из рефьюга Cabane de Prafleuri. Набор высоты всего 150м и спуск простой, что позволяет сильно срезать путь вдоль озера, зато не получится посмотреть плотину и тоннели, поэтому считаем, что наш маршрут интересней, хоть и длинней. По дороге видели семью сурков-мармотов, которые громко свистят и вылезают из норок.

Сегодня рефьюг De La Barma пуст, без смотрителей и туристов, но основное помещение с кухней и спальня открыты. Занимаем дом, на кухне работает водопровод, есть дровяная печь. Электричество и газ, увы, включаются в запертом помещении, от которого ключ мы найти не смогли. На кухне находим немного джема, шоколада и других продуктов. Много посуды, специй, есть даже свечи и настольные игры.

Готовим ужин, отдыхаем, кипятим на дровах воду для стирки и мытья. В сумерках к нам пришли четверо молодых швейцарцев, которые хотели ночевать здесь и устроить барбекю. Почему-то они испугались нас и, взяв, немного дров и пилу ушли за соседний пригорок. Вечер очень красивый и тихий, после мытья рано ложимся спать на втором этаже. Завтра рассчитываем через перевал дойти до Ароллы и там устроить финиш активной части.

13.08.2015 Четверг
С утра отличная погода. Быстро позавтракали и собрались. Перед выходом в домик пришли двое натуралистов из Канады. Они ищут горных козлов для фотографирования. Общаться с ними сложновато из-за глухоты. Подарили им комплект карт, который нам больше не нужен - показали место, где последний раз видели козлов. Выступили по дороге на юг вдоль берегу водохранилища. Выяснилось, что я забыл солнечную зарядку - пришлось вернуться. По дороге пообщался с мамой Гульмиры, которая была сильно взволнована отсутствием связи вчера. У южной части водохранилища встречаем стадо больших черных быков. Они настроены нейтрально, но все равно было не слишком приятно с ними расходиться. Только Андрюха чувствовал себя уверено и непринужденно в их присутствии.

Напротив нас в озеро живописно впадает огромный порядка 20м водопад из тоннеля. Судя по карте тоннель соединяет озеро с ледником Glacier Tsijiore Nouve. Дорога заканчивается и начинается хорошая тропа на ледник Glacier de Cheilon и к перевалам Riedmatten 2917m и Pas de Chevres 2855m, который нам и нужен. Подъем поначалу несложный, по дороге встречаем группу с собакой, которая несет свой собственный рюкзак с едой и миской. Тропа приводит в висячую долину под ледником, через которую течет мощный ручей. Переходим его через мост и попадаем к большой высохшей луже, которая в нормальный год должна быть заполнена талой водой. Дальше к перевалам начинается сложный подъем по морене. Идти тяжело, т.к. надо постоянно лазать через валуны - хорошо, что сухие. Снизу отлично виден искомый перевал Pas de Chevres 2855m с лестницей.

Постепенно тропа забирается по морене на коренной правый борт долины и идет по скалам. Мы сильно отстали от ребят и немного разволновались, когда на развилке к перевалу Riedmatten 2917м никого не обнаружили. Пройдя еще немного через скалы, мы соединились с нашими и вместе полезли ключевую часть с подстраховкой цепями и лестницей.

Ничего опасного здесь нет, но Гульмира немного пугается одной из секций лестницы. Судя по всему раньше здесь было намного суровей и подъем на перевал был возможен по вертикальной лестнице высотой порядка 25-30 метров. Большая ее часть до сих пор держится на скале, но не внушает доверия. По такой лестнице, думаю, с залезанием трудности были бы у всех нас, а в сырую погоду - тем более.

В итоге мы без приключений забираемся на перевал, где встречаем большую команду из долины Ароллы. Набежали тучи и надо поскорей спускаться в долину. Делаем несколько фоток на фоне Glacier de Cheilon и бежим вниз. На спуске открываются отличные виды не ледник Glacier Tsijiore Nouve и Pigne d'Arolla (3,796 m).

Видно, что скоро будет дождь, поэтому мы торопимся вниз и идем без остановки до небольшой кафешки в долине. От нее через небольшой парк при отеле мы спускаемся в Ароллу. Дальше действуем по интересам: Ваня бежит смотреть танцевальный фестиваль и знакомится с шикарными девушками из Мексики, а остальные изучают скромынй ассортимент местного продуктового магазина.

Спускаемся дружно в местный кемпинг около шоссе за речкой. Место отличное и мы ставим палатки и абонируемся как раз до дождя. Для сохранности продуктов от лис нам выдают специальное ведро, которое воришки не могут открыть.

В кемпинге есть строгие ограничения на горячую воду в душе, но нет ограничений на нее в умывальниках. Долго приводим себя в порядок. Ужинаем новыми припасами и решаем завтра на автобусе ехать в Сьон, оттуда  в Лозанну в кемпинг. Вечером довольно прохладно и по прогнозу погода уже не улучшится. Все очень довольны и веселы.

14.08.2015 Пятница
Ночью дождик, утром завтракаем и выдвигаемся на автобус. Он очень дорогой, но стопить холодно и сыро. Едем в Сьон c пересадкой в Les Hauderes. В этой деревне интересные старые домики на сваях.

Перед спуском в долину Роны проезжаем красивые меловые скалы, похожие на дракона. С серпантина открывается вид на долину Роны и замок на холме.  В Сьоне на вокзале понимаем, что камеры хранения здесь нет и надо таскать рюкзаки с собой.

Ходим в автобусный офис узнать про билеты в Лозанну - автобусных маршрутов нет. Зато разведали там бесплатный туалет. Идем гулять по городу, смотрим центр, главный собор, поднимаемся с старому замку Tourbillon на одном холме, потом осматриваем резиденцию архиепископа Basilica Valere  на другом холме.

Очень красиво, но сыро и дождливо. У второго замка находим большую колонию улиток.

Спускаемся в город для обеда в макдачной. Ваня хочет стопить в сторону Лозанны, а мы решаем ехать в Лозанну с остановкой в Монтрё. Проезжаем Мартиньи и гадаем где же подъем на хребет, по которому мы должны были бы стартануть две недели назад. Вылезаем в Монтрё и с вещами гуляем вдоль Женевского озера. До Шильонского замка не доходим - я там был в прошлом году и потеря не самая большая. Погода теплая, но облачная и временами дождит.

Едем на поезде в Лозанну и там на единственном во всей Швейцарии метро добираемся Camping Vidy на берегу озера. Кемпинг огромный и очень благоустроенный - мест под палатки полно. Я даже успеваю искупаться в озере с местными лебедями, пока не стало очень холодно. Моемся, ужинаем и идем встречать Ваню в центр мимо легкоатлетических стадионов и других олимпийских объектов. Ваня приезжает в кемпинг самостоятельно и мы через 20 минут возвращаемся. Он очень устал, продрог и промок, зато пережил веселые приключения и познакомился с оригинальными водителями. Обсуждаем его подвиги за вторым ужином, смотрим на разухабистые танцы старичков под музыку 70х.

15.08.2015 Суббота
Ночью дождя не было. Утром неторопливо собираемся и едем на вокзал. Долго ищем монетки, чтобы закрыть камеру хранения. Осваиваем отличный туалет в отеле напротив. Идем смотреть город. Поскольку в прошлом году я тут жил неделю - уверенно работаю гидом. Смотрим главный собор, центральные улочки, замок Сен-Мер и сразу идем в парк на смотровую башню Sauvabelin

Башня оказывается на ремонте, что нам не мешает на нее подняться, хотя законопослушный Андрюха отсиделся снизу. Вид с башни на город и озеро отличный - фотографируем окрестности и быстренько спускаемся. Разделяемся в центре, пытаемся устроить шоппинг, но ничего интересного не попадается. Обедаем, закусываем местным мороженым забираем вещи и едем на поезде в Женеву. На вокзале пересаживаемся на электричку, а потом еще добираемся до отеля пешком. Раскидываем вещи и едем на трамвае в центр гулять. Катаемся на бесплатном катере по озеру с отличным видом на фонтан

Впечатляет не очень сильно. Лениво прогуливаемся в сторону комплекса ООН. Рядом  памятником стулу с обломанной ножкой. В сумерках едем в центр. Народ закупается едой на ужин, а мы с Гульмирой идем смотреть сувениры и ужинать пиццей. Возвращаемся в отель, собираем рюкзачки и заваливаемся спать.

16.08.2015 Воскресенье
Утром вписываемся на бесплатный завтрак, а вот Ваню почему-то не пустили даже на порог. Андрюха, в свою очередь, проигнорировал столь скудное предложение Доехали на трамвае до вокзала. Ребята пошли закупать еды, а я проводил Гульмиру в аэропорт. Закупился на 200 франков - вино, сыры, шоколад и т.п. Регистрация в местном аэропорте автоматическая - очень удобно. Как следует перепаковал вещи, чтобы ничего не разбилось и все уместилось. Легко долетели до Франкфурта - там довольно сложная пересадка, обед в дешевой макдачной, заход в очередной duty free, экспериментальный кошерный обед в самолете и на финише случайное такси бизнес класса от Убер. Поход окончен!