Идея
В Шотландию хотелось давно, но целенаправленно я ничего не планировал пока не стал обладателем британской полугодовой визы, которую решил использовать по максимуму. После краткого изучения имеющихся маршрутов, захотелось погулять по нагорью, а на финише посмотреть наиболее интересные города. Именно поэтому довольно долго определялась внутренняя логистика после прилета в Лондон.
В итоге было решено пройти The West Highland Way за максимально короткое время, после чего пройти The Great Glen Way или же проделать альтернативный путь на каяках, или же устроить радиальный выход на морских каяках из Fort William. Ну, или на худой конец, поехать в какой-то цивильный тур на несколько дней.
Учитывая большую подготовительную работу по сбору полезных сведений о регионе, мы оставляли себе возможность корректировки дальнейших планов на месте.
В итоге было решено пройти The West Highland Way за максимально короткое время, после чего пройти The Great Glen Way или же проделать альтернативный путь на каяках, или же устроить радиальный выход на морских каяках из Fort William. Ну, или на худой конец, поехать в какой-то цивильный тур на несколько дней.
Учитывая большую подготовительную работу по сбору полезных сведений о регионе, мы оставляли себе возможность корректировки дальнейших планов на месте.
Виза
Для попадания в Шотландию гражданам России необходима британская виза. Особенности получения данной визы можно изучить на тематических форумах. В моем случае полугодовая туристическая мультивиза стоила 132$ и была получена через 2 недели после подачи документов без каких-то сложностей. Учитывая, что за полгода можно 3-4 раза сгонять за 100 EUR в Лондон или Манчестер и обратно, то высокая цены визы окупается.
Если виза делается с прицелом на поход, то могут возникнуть сложности с предоставлением информации о местах проживания в UK. Мне кажется, что проще не связываться с фейковыми бронями, а честно забукировать места в кемпингах на маршруте. Во всяком случае при пересечении границы попросят еще раз заполнить в карточке информацию об адресе, где вас можно найти во время пребывания в стране.
[UPD] На сентябрь 2014 года визы, длинее, чем на полгода сильно подорожали. Годовая стоит 540$ (полугодовая - 130$), зато делают их гораздо быстрее.
Если виза делается с прицелом на поход, то могут возникнуть сложности с предоставлением информации о местах проживания в UK. Мне кажется, что проще не связываться с фейковыми бронями, а честно забукировать места в кемпингах на маршруте. Во всяком случае при пересечении границы попросят еще раз заполнить в карточке информацию об адресе, где вас можно найти во время пребывания в стране.
[UPD] На сентябрь 2014 года визы, длинее, чем на полгода сильно подорожали. Годовая стоит 540$ (полугодовая - 130$), зато делают их гораздо быстрее.
Подготовка
Т.к. времени на подготовку было много, я еще зимой накопал достаточно полезной информации по региону, которую аккумулировал отдельным постом. Разумеется, большую часть материалов изучить не хватило времени, однако надеюсь, что более терпеливому читателю что-нибудь да пригодится.
Единственное, чему было уделено время перед стартом - навигации и описанию основных маршрутов, о которых я расскажу чуть ниже.
Логистика
В Шотландию забрасываться удобно через Глазго или Эдинбург. Есть также возможность попасть прямо в Инвернесс, который является административным центром Шотландского нагорья. Удобных прямых рейсов из Москвы ни в один из упомянутых городов я не нашел, поэтому закупил заранее билеты в Лондон. Компания EasyJet является одним из немногих лоукостеров, действующих на нашем рынке и специализирующихся на рейсах в Лондон или Манчестер. У них бывают очень интересные предложения, например, в феврале 2014 я летал в Лондон и обратно всего за 90 евро. Примечательно, что учитывая дороговизну внутри страны, авиабилеты в этом случае буду непривычно составлять очень ограниченную статью расходов.
Местные перелеты более доступны, т.к. рейсов на порядок больше. Мы купили билеты из Лондона в Глазго у British Airways, а обратные у того же EasyJet примерно за 1-2 месяца до похода. Стоило это в сумме 90 фунтов на человека.Уверен, что можно легко найти и более дешевый способ заброски.
Переезды между городами оптимальней организовывать на автобусах. Поезда очень дорогие, хотя там бывают неприлично дешевые билеты, которые надо целенаправленно и заранее мониторить. Для сравнения, билет на автобус Инвернесс-Эдинбург (3 часа в пути) стоил 19 фунтов, против 52 фунтов за поезд.
Локальный городской транспорт также сравнительно дорогой, однако есть дневные, недельные, групповые и т.п. хитрые билеты. Обо всем этом можно подробно расспросить в любом Information Center, которые есть на любом авто или ж.д. вокзале в городах.
Финансы
Как все знают - Британия очень дорогая страна. Я понял, что к этому надо относится философски и не мучать себя обратной конвертацией в рубли, чтобы лишний раз не расстраиваться. Стоит отметить, что наличные деньги требуются исключительно редко. Я, например, все время расплачивался только карточкой. Наличность, по-моему, была нужна всего несколько раз: в автобусе из аэропорта и в паре захолустных магазинов. Имейте ввиду, что во многих пабах покупки до 10 фунтов возможны только наличными!!!
Хотя Шотландия не самостоятельное государство, а является частью Великобритании, три шотландских банка имеют право на выпуск собственных банкнот. Официально эти банкноты не носят название «шотландских фунтов», их номинал обозначен в фунтах стерлингов. В строгом значении термина «законное средство платежа» банкноты шотландских банков не являются законным платёжным средством даже на территории Шотландии, но могут быть приняты на всей территории Соединённого Королевства. Эмитенты - Королевский банк Шотландии, Банк Шотландии, Клайдсдейл банк (каждый из трёх эмитентов использует свой собственный дизайн банкнот). В общем, стоит избавиться от лишних "шотландских фунтов", если вы планируете потом ехать в Англию - там их банально могут не принять к оплате.
В завершении приведу бюджет поездки из расчета на двоих, исключая сувениры и личные покупки снаряжения и прочие мелочи. Все затраты приведены в фунтах. Курс на время поездки составлял примерно 1:61,5.
Хотя Шотландия не самостоятельное государство, а является частью Великобритании, три шотландских банка имеют право на выпуск собственных банкнот. Официально эти банкноты не носят название «шотландских фунтов», их номинал обозначен в фунтах стерлингов. В строгом значении термина «законное средство платежа» банкноты шотландских банков не являются законным платёжным средством даже на территории Шотландии, но могут быть приняты на всей территории Соединённого Королевства. Эмитенты - Королевский банк Шотландии, Банк Шотландии, Клайдсдейл банк (каждый из трёх эмитентов использует свой собственный дизайн банкнот). В общем, стоит избавиться от лишних "шотландских фунтов", если вы планируете потом ехать в Англию - там их банально могут не принять к оплате.
В завершении приведу бюджет поездки из расчета на двоих, исключая сувениры и личные покупки снаряжения и прочие мелочи. Все затраты приведены в фунтах. Курс на время поездки составлял примерно 1:61,5.
Билеты Москва-Лондон-Москва | 456,81 |
Отель в Гатвике | 58,00 |
Продукты на ужин в аэропорте | 14,00 |
Билеты на автобус из аэропорта | 16,00 |
Газ 450мл + 230мл | 12,50 |
Обед в Глазго | 14,20 |
Чай после обеда в Глазго | 2,65 |
Автоэкскурсия по Глазго | 24,00 |
Билеты на поезд до Milngavie | 6,40 |
Продукты в Milngavie | 29,00 |
Продукты в Drymen | 30,00 |
Кемпинг на Loch Lomond | 16,00 |
Ланч в баре | 11,40 |
Кемпинг в Tyndrum | 14,20 |
Продукты в кемпинге Tyndrum | 5,00 |
Продукты в Tyndrum | 11,70 |
Обед Fort William | 21,60 |
Продукты Fort William | 3,00 |
Хостел на Caledonian Chanal | 34,00 |
Продукты Fort Augustus | 5,70 |
Кемпинг Loch Ness | 35,00 |
Продукты ?? | 14,00 |
Автобус в Инвернесс | 6,40 |
Хостел в Инвернессе | 30,00 |
Билеты в Эдинбург | 39,00 |
Хостел в Эдинбурге 2 ночи | 52,00 |
Обед Эдинбург | 16,90 |
Продукты Эдинбург | 8,60 |
Ужин Эдинбург | 17,50 |
Билеты в замок Эдинбург | 38,00 |
Билеты в Глазго | 14,60 |
Хостел в Глазго | 36,00 |
Обед Глазго | 11,00 |
Билеты в аэропорт Глазго | 12,00 |
Внутренние перелеты | 182,00 |
Итого на двоих | 1299,16 GBP |
Навигация, сотовая связь
Еще в Москве я поставил на iphone5 приложение Outdoors Great Britain, в которое можно закачивать карты Великобритании масштабом до 1:25000. Большинство карт платные, но их можно закачивать на месяц за треть цены. Часто бывают акции с бесплатными картами на год.
Также в это приложение можно заранее закачать плановые треки, чтобы ориентироваться по ним. Понятно, что в режиме записи трека батарейка сядет очень быстро, поэтому я старался использовать карты экономно для навигации в сложных местах и планирования движения.
Карты созданы компанией Ordnance Survey. Бумажные карты этого же производителя с тропой можно купить во многих спортивных магазинах Глазго, Эдинбурга, Форт-Ульяма и Инвернесса. Также карты попадаются в кемпингах. Стоят они дороже электронных, порядка 15-17 фунтов за штуку. Карты замечательно подробны и навигация по ним представляет сущее удовольствие. Если также учесть, что тропы промаркированы метками, то проблем с навигацией не может возникнуть.
Также в телефон были закачаны два основных гайдбука: The West Highland Way, и Not the West Highland Way, но пользовались мы в основном первым.
Единственный раз, когда с навигацией были проблемы - второй день похода по The Great Glen Way, когда телефон и аккумулятор были разряжены и даже время мы не могли узнать. Стоит отметить, что мы просто забыли их зарядить в Форт-Уильям.
Практически на всем маршруте доступна сотовая связь и мобильный интернет. Я не интересовался, но подозреваю, что можно купить местную симку с оптимальным тарифом. Во всех кемпингах есть WiFi, но далеко не всегда хороший. В деревенских пабах же WiFi встречается редко.
Раскладка и организация питания
Из Москвы мы взяли только чай и соль. Вся остальная ракладка закупалась на месте. На завтрак мы ели разные виды заварной овсянки от Quaker Oats, на ужин обычно варили разные макароны, рис Uncle Bens или разогревали консервированные бобы. Также в рацион постоянно входил местный сыр, тортильи, различные печеньки и шоколад. Периодически покупали ветчину и фруктовые салаты. Т.к. магазины встречаются практически каждый день, то мы не утруждали себя тасканием лишних запасов. Раз или два мы ели ланч в местных пабах. В целом, проблем с едой не было, если не считать ее относительную дороговизну. Практически вся еда даже в больших супермаркетах стоит в среднем дороже аналогов в Лондоне, не говоря уже о Москве. В крупных городах продукты дешевле, чем в деревеньках и кемпингах.
В этот раз мы пробовали независимый принцип питания. Каждый имел свой котелок 1л, горелку, газ и готовил себе индивидуально сообразно своему вкусу и закупленным продуктам. Стоит отметить, что такой способ оказался не сильно экономичен в плане расхода газа, однако в итоге на двоих мы потратили за 9 дней не более 500 г газа, в то время как его можно было купить по дороге во многих кемпингах. Цены на питание приведены в соответствующем разделе выше. Наши наблюдения показывают, что большинство туристов предпочитают питаться в пабах или же готовят себе еду из ужасных полуфабрикатов. Я не уверен, что готов неделю терпеть местную кухню, поэтому однозначно рекомендую готовить самим из обычных продуктов.
Снаряжение
Полный список снаряжения с моими комментариями можно найти здесь. В этом разделе хочу поделиться только несколькими полезными соображениями.
1. Ветро-влагозащита. Тропа в основном проходит по открытым местам, где дует сильный ветер. В сырую и холодную погоду условия очень суровые и непривычные для жителей средней полосы России. Продуманная ветро-влагозащита должна позволять комфортно двигаться целый день, игнорируя плохие метеоусловия. Я очень рекомендую взять перчатки - сам использовал встроенные в термобелье варежки и ультралегкие рукавицы CAMP Windmit.
Чехол на рюкзак или пончо обязательны. Зонт не сильно пригодится - на преобладающих на тропе открытых участках почти всегда дует сильный ветер.
2. Обувь, трек палки. Весь маршрут проходит по хорошим тропам, поэтому удобные кроссовки оптимальнее тяжелых высоких ботинок. Возможно, пригодятся легкие гамаши для защиты от дождя и грязи. Трекпалки, на мой взгляд, будут лишними. Я использовал одну в качестве стойки тента.
Местное население
Мы готовились к тому, что шотландский английский будет не очень понятен даже в бытовом общении. В больших городах никаких трудностей перевода не было замечено, а вот в нагорье периодически встречались местные жители, использующие много диалектизмов или же ну очень специфическую манеру произношения. Я научился понимать их только через неделю и потом проблем практически не было. Кое-где мы видели объявления на гэлике, но по-моему, это скорее дань местному псевдо патриотизму, т.к. на нем говорят порядка 1% населения.
В целом, шотландцы оставили очень приятное впечатление. Они приветливые, более открытые, нежели жители крупных английских городов, хотя фигу в кармане все равно держат даже при внешней благодушности. На тропе мы встречали в основном британцев и почти все с удовольствием болтали с нами обо всем. Примечательно, что наше снаряжение выгодно выделяло нас из общей массы ходоков, доказывая серьезность наших намерений и богатый опыт. Особенное уважение почему-то вызывали космические одеяла.
Никаких контактов с властями у нас за поход не было, однако стоит еще раз напомнить, что не стоит искушать судьбу и стоять лагерем в запрещенных для этого местах (например, на восточном берегу озера Ломонд) или разводить костры. Ходят слухи, что настучав на нарушителя, можно получить какую-то долю от штрафа, хотя я не склонен этому верить. Настоящие островитяне работают не за страх, а за совесть.
В целом, шотландцы оставили очень приятное впечатление. Они приветливые, более открытые, нежели жители крупных английских городов, хотя фигу в кармане все равно держат даже при внешней благодушности. На тропе мы встречали в основном британцев и почти все с удовольствием болтали с нами обо всем. Примечательно, что наше снаряжение выгодно выделяло нас из общей массы ходоков, доказывая серьезность наших намерений и богатый опыт. Особенное уважение почему-то вызывали космические одеяла.
Никаких контактов с властями у нас за поход не было, однако стоит еще раз напомнить, что не стоит искушать судьбу и стоять лагерем в запрещенных для этого местах (например, на восточном берегу озера Ломонд) или разводить костры. Ходят слухи, что настучав на нарушителя, можно получить какую-то долю от штрафа, хотя я не склонен этому верить. Настоящие островитяне работают не за страх, а за совесть.
NB
Насекомые: Летом, начиная с июля надо продумать защиту от насекомых. По слухам в нагорье свирепствует особо лютая мошка (midges). Наслушавшись ужасных историй от местных, я склонен верить, что это не пустые страхи. Большие заболоченные пространства дают вольготные условия для кусачих гадов. В этой связи москитные сетки на спальник или же специальный биви будут крайне желательны. Репелленты, сетки на голову и перчатки также будут очень кстати. Говорят, что мошка обитает на высотах 1000-1200м и спрятаться от нее в безветренный день невозможно.
Магазины снаряжения: В Глазго, Эдинбурге, Инвернессе и Форте Уильям легко найти магазины походного снаряжения, где можно закупить практически любой элемент экипировки карты, одежду и другие сопутствующие товары. Мы покупали в Глазго газ в заранее разведанном магазине Tiso на Buchanan Street. Снаряжение хорошее, но уж очень дорогое в сравнении даже с среднеевропейскими ценами. Конечно, может повезти со скидками, но обнадеживать себя не стоит. Как правило ценник совпадает с европейским номиналом с точностью до валюты. Например, самый простой JetBoil стоит порядка 100 фунтов. Нам сопутствовала удача и мы подрезали в Глазго неплохие сильно уцененные пуховки Montane. В Inverness я купил специальный шланг-подставку под свою горелку.
Книги, ссылки и другие полезные материалы
Official website of The West Higland Way
Walk Highlands - long distance trails in Scotland, WHW sections description with report links
Books:
The National Trails, Complete Guide to Britain's National Trails by Paddy Dillon
Other Cicerone guides for Scotland
Guides and Reports
Let`s go walking. Long Distance Ways in the UK and Ireland
Scotland`s Great Trails
The Great Glen Way Official Cite
Another The Great Glen Way Description
Lonewalker full report with maps, The Great West Highland Glen Way (WHW + The Great Glen Way)
Billy Skipper WHW reports with good photos: 2011 2008 (Half-way)
WHW report on Hike View
Scotland: the West Highland Way, the Cape Wrath Trail, and More
WHW 2012 report - April
Great Glen Canoe Way - paddling route with kayak rent service
GPS tracks:
West Highland Way track with campsites and shops, 2013
Logistics:
The Trainline (train tickets)
Scottish Citilink - Coach Routes
National Express - Coach Routes
Accomodation:
Block Hotel Gatwick Aerport South Terminal - £58 for double room booking
Other Information:
West Higland Way Race - Summer Ultramarathon
The Hoka Highland Fling - 53 miles Marathon
Outdoor Equipmemt Supplies:
Camping gaz in Glasgow:
Adventure 1, 38 DUNDAS STREET, Glasgow Centre
Tiso Graham, 129 Buchanan Street, Glasgow G1 2JA
Glasgow Scout Shop, Elmbank Street,City Centre, Glasgow G2 4PB
Outdoor Equipmemt Supplies:
Camping gaz in Glasgow:
Adventure 1, 38 DUNDAS STREET, Glasgow Centre
Tiso Graham, 129 Buchanan Street, Glasgow G1 2JA
Glasgow Scout Shop, Elmbank Street,City Centre, Glasgow G2 4PB
Ссылка на список снаряжения не работает.
ReplyDeleteИсправил, должно работать.
Delete